Foto: AP/Scanpix

"Залп" кадровых перестановок, объявленных в четверг президентом России, политологи расценивают как обычную для Владимира Путина перетасовку и одновременно - как признак роста влияния ФСБ и ФСО.

В четверг администрация президента России Владимира Путина, а также глава правительства Дмитрий Медведев, объявили сразу о нескольких кадровых перестановках и увольнениях на уровне руководителей регионов, федеральных округов и федеральных ведомств.

В общей сложности перестановки затронули 14 человек.

Губернатора Севастополя Сергея Меняйло президент назначил своим полномочным представителем в Сибирском федеральном округе. Предыдущий полпред президента в СФО Николай Рогожкин освобожден от этой должности. На место Меняйло в Севастополе отправлен замглавы министерства промышленности и торговли Дмитрий Овсянников.

Распоряжением главы правительства уволен после обысков в его загородном доме руководитель Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов. На место Бельянинова назначен полпред президента в Северо-Западном федеральном округе Владимир Булавин, на место Булавина - губернатор Калининградской области Николай Цуканов, а калининградским губернатором вместо Цуканова стал глава ФСБ по Калининградской области Евгений Зиничев.

Президент уволил также губернатора Ярославской области Сергея Ястребова и назначил на его место заместителя министра внутренних дел Дмитрия Миронова.

Уволен и арестованный по подозрению в получении взятки губернатор Кировской области Никита Белых, а на его место президент назначил главу Росреестра Игоря Васильева.

Наконец, президент упразднил Крымский федеральный округ (КФО), присоединив его к Южному федеральному округу (ЮФО), и в связи с этим полпред президента в КФО Олег Белавенцев назначен полпредом в укрупнённом за счёт аннексированного Россией Крыма ЮФО, а полпред в ЮФО Сергей Меликов отправлен служить заместителем главы Национальной гвардии.

Русская служба Би-би-си обратилась к политологам с вопросом, что могут означать эти перестановки.

Павел Салин, директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве России

"Залп" перестановок ни в коем случае не говорит о спонтанности принятых решений - думаю, готовились они и обдумывались не один месяц. А почему все скопом - это фирменный кадровый путинский стиль, (так сделано), чтобы дезориентировать элиту.

Элитные группы сейчас уже начали готовиться к президентским выборам, выстраивать какие-то альянсы, выстраивать какие-то стратегии, а тут - раз! - и все рушится, вся мозаика, которая была выстроена, и все нужно выстраивать по новой.

У Путина самая сильная сторона - быть верховным арбитром, чтобы все к нему апеллировали. Это то, на чем он держится, выстраивает свою власть.

Чем более устойчивы горизонтальные связи между элитами, тем меньше они будут апеллировать (к Путину) и тем больше - вести самостоятельную игру.

Поэтому периодически элиты перетряхивать необходимо. Сейчас - как раз такая перетряска.

Иван Преображенский, независимый политолог

Перестановки производятся в "мертвый сезон", летом, чтобы привлечь как можно меньше внимания. В противном случае их связали бы с выборами, и неизбежно пошли бы слухи об ослаблении "Единой России" или даже просто о том, что власть чего-то испугалась.

Сами по себе перестановки - результат баланса интересов разных кланов в окружении Владимира Путина, поэтому и решение оказалось "пакетным".

Надо выделить четыре ключевых решения, которые просматриваются за этим пакетным решением.

Первое - это безусловное усиление условных силовиков в самом широком понимании этого слова. В частности, назначение новым губернатором Севастополя - нет сомнения, что депутаты горсовета его утвердят - Дмитрия Овсянникова, который близок, как говорят, к группе Сергея Чемезова, главы Ростехнологий. Показательно и назначение главой Калининградской области бывшего начальника областного ФСБ. Таких прецедентов в новейшей российской истории, кажется, еще не было, понятно, что область превращается окончательно в "военный форпост" против НАТО и закрытую территорию.

Второе - это слияние Южного и Крымского федеральных округов. Это очередной признак того, что Крым не должен слишком выделяться, это такой же условный Урюпинск, как и все российские "урюпински", не более того.

Третье - это решение по Таможенной службе. Ее новый начальник, судя по всему, поставлен не руководить, а сливать этот орган с Налоговой службой.

Ну и четвертое - это окончательное превращение полпредств в почетную пенсию. Те, кто попал туда, уже практически ничего не решают. Впрочем, им повезло больше, чем Никите Белых, губернатору Ярославской области Ястребову и еще ряду чиновников, которые в лучшем случае уйдут с политического горизонта, а скорее, вслед за Белых, станут фигурантами уголовных дел, возбужденных разными группами силовиков, каждая из которых получила свой губернаторский пост.

Евгений Минченко, директор Международного института политической экспертизы

Просто сложился пасьянс. Решения готовились, какие-то были назревшими.

Понятно, например, что тот же самый (уволенный губернатор Ярославской области Сергей) Ястребов уже года два был в подвешенном состоянии.

Понятно, что надо было как-то разрешать конфликтную ситуацию в Крыму. Понятно, что после ареста Белых надо было ставить кого-то на его место.

Понятно, что после обыска у Бельянинова он не мог оставаться главой Таможенной службы.

Вот, в общем-то, в итоге все и наложилось одно на другое.

Это же не первый раз, когда всякие перестановки принимаются сразу пакетом. Путин любит такие решения.

Если брать комплексно, то мы видим усиление групп ФСБ и Федеральной службы охраны - ФСБ, наверное, в большей степени, чем ФСО.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!