Во вторник исполняется 110 лет со дня рождения императора Эфиопии Хайле Селассие I, одного из самых влиятельных и загадочных деятелей ХХ века. Торжества по этому поводу проходят не только в самой Эфиопии, но и в тех странах, где действуют секты растафариан.
В Лондоне, где император прожил несколько лет в изгнании, юбилей отмечается как в клубах эфиопского землячества, так и в барах, облюбованных выходцами с Ямайки.

В культурном отношении эти две группы имеют мало общего. Но объединяет их имя бывшего императора Эфиопии. Дело в том, что в начале прошлого века один из карибских пророков предсказал появление в Африке могущественного царя, способного принести свободу всем чернокожим.

Этим царем был объявлен Рас Тафари, то есть Князь Тафари, взошедший на престол в православной Эфиопии в 1930 году под именем Хайле Селассие I. Возникло движение его поклонников — их можно распознать по характерным скрученным локонам, которые иногда заправляют под огромную кепку.

Свое царствование Селассие начал с войны с фашистской Италией, пытавшейся покорить Эфиопию. Силы были слишком неравными, но Селассие получил всемирную известность. Хайле Селассие был убит в 1975 году восставшими военными во главе с генералом Менгисту Хайле Мариамом. После гибели эфиопского императора православным растафарианцам было велено остричься в знак формального отречения от еретического поклонения.

Пока эфиопы пытались строить социализм, имя императора было предано забвению, а место захоронения хранилось в тайне. Его портрет можно было увидеть лишь в зале заседаний созданной им Организации Африканского единства в Аддис-Абебе. Снаружи здание украшала гигантская статуя Ленина скульптора Вучетича. Но с распадом коммунистической системы рухнул и военно-марксистский режим Эфиопии, а останки Хайле Селассие были обнаружены и с почестями перезахоронены.

В домах и учреждениях портреты генерала Менгисту уступили место изображениям предыдущего правителя. Загадочная личность императора и его культ повлияли на умы и в России, правда, в основном не по религиозным соображениям.

С растафаризмом связывался независимый, богемный образ жизни, необычный внешний вид, запретные плоды вроде легких наркотиков, и музыка регги. Слово "растаман" стало почти синонимом слова "хиппи". А карибская часть поклонников Раса Тафари исповедует учение в оригинальной форме и отказывается верить в смерть своего божества, продолжая отращивать черные локоны.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!