Инвестиционная компания Brunswick UBS Warburg выпустила фундаментальное исследование перспектив российской экономики в постиндустриальном мире.
На тридцати страницах доклада авторы пытаются доказать, что единственный способ для России выжить и стать богатой в мире будущего — это последовать примеру Австралии.

Главная идея доклада Brunswick UBS Warburg в следующем. В послевоенное время экономический рост Японии стал катализатором экономического роста в Австралии (которая стала главным поставщиком сырья и сельхозпродуктов для Страны восходящего солнца).

Соответственно, нынешняя историческая трансформация Китая из развивающейся страны в развитую дает России шанс обеспечить себе устойчивое экономическое развитие в будущем. Ведь Россия — ближайший к Китаю крупный поставщик сырья: нефти и металлов. В начале нынешнего столетия Китай уже стал чистым сырьевым импортером. А в ближайшие годы его потребность в углеводородах и металлах будет возрастать в экспоненциальной пропорции. России удовлетворить этот спрос будет удобнее всего. Тем более что главная предпосылка к этому — специализация России на экспорте сырья — уже состоявшийся факт.

Интересно, что в зависимости России от "нефтяной иглы" аналитики Brunswick UBS Warburg не видят ничего предосудительного. "В постиндустриальном мире специализация — даже еще более важный фактор успеха, чем в индустриальном. Стремление иметь диверсифицированную экономику — это клише старого советского/социалистического мышления". То есть нужно говорить не о зависимости российской экономики от сырьевого экспорта, а о специализации на экспорте сырья.

Аналитики признают, что ориентация экономики на экспорт нефти и металлов делает ее также и зависимой от мировых цен на эти товары — однако что с того? Специализация, например, на производстве таких высокотехнологичных товаров, как микропроцессоры, немногим лучше. Мировые цены на них колеблются даже больше, чем цены на нефть.

В действительности же Россия страдает не от сырьевой зависимости, а от советского индустриального наследия — попыток развивать у себя производство всех товаров сразу.

Так что если грамотно распорядиться доходами от продажи сырья Китаю, можно очень даже достойно вписаться в мировое разделение труда. Ведь эти доходы помогут талантливым русским ученым создавать и продавать интеллектуальные продукты, например программное обеспечение, а представителям русской культуры — общепризнанного (по мнению авторов) мирового лидера — экспортировать предметы искусства: например, сделать Москву одной из столиц мировой моды.

При таком развитии событий, обещают авторы доклада, к 2006 году российский ВВП увеличится на 77%, а к 2010 — на 160%. По мнению Brunswick UBS Warburg, очень мало шансов, что Россия не сможет воспользоваться шансом. Тем более что политическая стабильность стране обеспечена как минимум до 2008 года. Так что в долгосрочной перспективе рынок акций будет расти, а российские долговые обязательства будут по-прежнему привлекательны для покупки.

Помешать всему этому благополучию может один немаловажный момент. А именно — желание политиков и правительства использовать доходы от экспорта сырья на развитие тех сфер экономики, в которых у страны есть преимущество. Ведь нет никаких гарантий, что полученные от экспорта доходы не будут банально потрачены почти целиком на потребительский импорт, как это уже случалось в Советском Союзе в середине 80-х годов прошлого века. Этих мрачных возможностей аналитики Brunswick UBS Warburg предпочитают не замечать.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!