Foto: AFP/Scanpix
20-21 мая в Чикаго пройдет саммит НАТО. На повестке дня — вывод войск альянса из Афганистана, координация оборонных расходов и развертывание в Европе системы ПРО, ставшее предметом ожесточенных споров с Россией.

Споры вокруг системы противоракетной обороны в Европе (ЕвроПРО) идут давно. Страны НАТО уверяют, что она нужна для защиты от государств cнепредсказуемой политикой, например от Ирана и КНДР. Россия опасается, что эта система обесценит ее ядерный потенциал. Развертывание системы ПРО в Европе станет одной из главных тем обсуждения на саммите НАТО, который пройдет 20-21 мая в Чикаго.

Свои мнение относительно целесообразности и перспективы создания системы ЕвроПРО в интервью DW изложили генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен, директор брюссельского филиала фонда Карнеги Ян Техау и сотрудник гамбургского Института изучения проблем мира и политики безопасности Оливер Майер.

Опасения России — абстракция

Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен не оставляет сомнений: на саммите в Чикаго будет принято решение о развертывании системы противоракетной обороны. Он сожалеет о том, что до сих пор не удалось достичь соглашения по этому вопросу с Москвой: "Мы считаем сотрудничество с Россией хорошей идеей. Мы могли бы обмениваться информацией о российской и нашей системах ПРО. Это сделало бы оборону более эффективной. Жаль, что соглашения не удалось достичь, но мы продолжим дискуссию и после саммита в Чикаго".

Директор брюссельского филиала фонда Карнеги Ян Техау призывает не принимать звучащие из Москвы угрозы всерьез. Он уверен, что бряцание оружием в Москве, в частности, заявление высокопоставленных российских военных об упреждающем ударе — не более чем инструмент внутриполитической борьбы. Техау отмечает, что на самом деле передача власти — возвращение Путина на президентский пост — еще не свершилась, потому что, начиная с выборов в Госдуму, в стране не стихают протесты. "И вот этому режиму, этому правительству, этой группе людей, которые правят Россией, нужен образ внешнего врага для консолидации своей политики внутри страны", — подчеркивает эксперт.

Сотрудник гамбургского Института изучения проблем мира и политики безопасности Оливер Майер считает, что пока российские опасения абстрактны. Однако он также констатирует, что система ПРО будет гибкой: "Большая часть ракет будет базироваться на кораблях, которые можно так расположить, что они будут в состоянии перехватывать не только иранские, но и российские ракеты. Но сейчас у России тысячи ядерных боеголовок. Было бы иллюзией полагать, что американская система ПРО окажется в состоянии перехватить такое число ракет".

Угроза очередной гонки вооружений

При этом Оливер Майер указывает на другую опасность. Угроза России дислоцировать ракетный комплекс "Искандер" в Калининградской области, по его мнению, мало что изменит. А вот создание системы ПРО может затормозить ядерное разоружение. Чем меньше у сторон ракет, тем легче их перехватить. Разработка новых систем вооружения приводит, в конечном счете, к новому витку гонки вооружений, полагает Майер.

Эту опасность видит и Ян Техау. Он признает, что российское руководство трудно убедить в том, что создаваемая система ПРО просто не будет обладать потенциалом, способным обесценить гигантский российский ракетно-ядерный арсенал. Но россияне, по мнению Техау, настолько напуганы опытом 1980-х годов, когда гонка вооружений привела к краху Советского Союза, что боятся ее повторения. И поэтому занимают непримиримую позицию.

Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен напоминает, что система ПРО направлена не против России, она призвана отразить угрозу ракетного нападения со стороны неевропейских стран. Кроме того, по его словам, НАТО не рассматривает Россию как противника, не считает Россию угрозой. Еще 15 лет тому назад, продолжает Расмуссен, Североатлантический альянс и Москва приняли совместный документ, в котором гарантировали взаимное неприменение силы.

Поэтому генсек НАТО не опасается того, что Россия применит силу против альянса и неоднократно заверял российскую стороны, что НАТО со своей стороны не применит силу против России.

Пока нет ни реальной угрозы, ни ракет для ее отражения

Сотрудник гамбургского Института изучения проблем мира и политики безопасности Оливер Майер считает нужным подчеркнуть, что пока реальной угрозы для Европы нет, поскольку Иран не располагает атомным оружием. Попытки вынудить Тегеран отказаться от его атомной программы продолжаются. Но и у НАТО пока нет ракеты-перехватчика, которую планируется испытать и разместить к 2018 году. Удастся ли это?

Опасность, по выражению Майера, состоит в том, что проект развертывания системы ПРО может зайти так далеко, что от него трудно будет отказаться, даже если Иран заморозит свою ядерную программу. Например, в Пентагоне озабочены ростом военной мощи Китая. Тут сплелись в клубок различные интересы, и остановить проект создания системы противоракетной обороны будет с каждым днем все сложнее, подводит итог Оливер Майер.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!