Foto: DELFI.lt
В Литве проходит международная конференция по поводу строительства белорусской АЭС в Островце (Гродненская область). Представители официального Минска в конференции участия не принимают, но экс-председатель Верховного совета Беларуси Станислав Шушкевич заявил, что Беларусь "собирается так поставить электростанцию, что это может смыть с лица Земли страну, в том числе и Литву".

На фоне событий на АЭС в Японии и действий Германии по закрытию своих АЭС быть сторонником ядерной энергетики в нынешнее время очень трудно, считает Станислав Шушкевич, однако он им является.

Шушкевич отметил, что "катастрофы в энергетической области касаются не только ядерных реакторов, достаточно вспомнить аварию на Саяно-Шушенской ГЭС", поскольку специалистам не всегда удается учитывать все аспекты.

"Я являюсь сторонником ядерной энергетики, но это не значит, что я являюсь сторонником того, что происходит в Беларуси", — заявил он. По его словам, белорусские власти в нынешней ситуации, а, точнее, государство ведет себя как террорист.

"Государство ведет себя как террорист, захватывая заложников — имею в виду политзаключенных. Сейчас оно собирается так поставить электростанцию, что это может смыть с лица Земли страну, в том числе и Литву. Ядерная энергетика должна работать на благо людей, а Беларусь всегда хорошо относилась к Литве", — заявил Шушкевич.

"Литва получит рядом с границами своей страны хранилище радионуклидных отходов", — констатировал в своою очередь белорусский эксперт Юрий Воронежцев, при этом подчеркнув, что он не является сторонником ядерной энергетики, а также то, что и Литве не стоило бы строить АЭС на своей территории. Он напомнил о Чернобыльской катастрофе и рассказал о ряде аварий на АЭС в других странах.

Он также сомневается, что у Литвы достаточно средств на демонтаж закрытой ИАЭС. "Я не знаю, как вы будете демонтировать АЭС в Игналине, думаю, что за 20 лет независимости вы вряд ли накопили достаточно денег для ее демонтажа. Стоимость демонтажа составляет 25-30% от первоначальной стоимости. Возросшие экономические требования могут поднять стоимость демонтажа до 100%. Плюс к этому — куда будут девать облученные конструкции? Это останется нашим потомкам. Любая АЭС опасна тем, что производит высокорадиоактивные отходы и во время своей деятельности, а после ее закрытия они никуда не денутся", — считает эксперт.

По его словам, доводы белорусских структур, которые курируют строительство АЭС в Беларуси, выглядят крайне неубедительными. "На наш вопрос — что будет, если на АЭС упадет самолет, они отвечают — он не упадет. Выдержат ли стены при опасной ситуации? Выдержат. То есть, все аргументы — на уровне "ничего не случится".

Кроме того, он усомнился в том, что Россия выделит средства на строительтсво АЭС в Беларуси, все свое выступление, упоминая о планах строить АЭС в Остраве, он оговаривался — "если все-таки ее (АЭС) построят".

Он призвал литовскую сторону быть осторожной при принятии решений по АЭС. "Не бывает хороших реакторов. Есть плохие, и очень плохие. У вас будет плохой реактор, у нас будет очень плохой", — отметил эксперт.

"Беларусь — страна, в которой могут произойти события по сценарию, как в СССР. Наше государственное устройство таково, что ближайшим жителям, если вдруг на этой станции что-то произойдет, по официальным источникам об этом не сообщат. До вас (литовцев) дойдет информация через НАТО. Что касается нас (белорусов), то информация будет поступать по тем же механизмам, как и 25 лет назад во время Чернобыльской катастрофы, ведь в тоталитарном обществе все должно быть хорошо. Я надеюсь, что общими усилиями мы сможем остановить реализацию этого проекта", — сказал Воронежцев.

Председатель союза "Чернобыль — Беларусь", ликвидатор аварии на ЧАЭС Александр Волчанин напомнил, что не стоит забывать о том, что и сейчас на законсервированной ЧАЭС может произойти взрыв.

Он ознакомил участников конференции с некоторыми аспектами чернобыльской проблемы, последствиями чернобыльской катастрофы, от которой, по оценкам экспертов, пострадали порядка 9 млн. человек. Он также посетовал, что "в некоторых европейских странах забыли о ликвидаторах аварии".

Волчанин призвал ЕС "ввести безвизовый режим для участников ликвидации аварии, поскольку они спасли Европу", при этом отметив, что "в посольстве Литвы в Беларуси очень хорошо относятся к ликвидаторам".

Социал-демократ, член литовского сейма Бируте Весайте отметила, что социальные гарантии для ликвидаторов аварии на ЧАЭС в разных странах схожи. Кроме того, она уверена, что вместо трех станций в регионе можно построить одну станцию в Литве.

"Иметь две станции рядом с собой для Литвы — слишком много. Авария на "Фукусиме" показала, что нужно быть осторожными, но все равно, я думаю, что "зеленая" энергия не решит потребности всей промышленности. (…) Почему же не может эта станция находиться в Литве? В ЕС соблюдаются все правила безопасности. Нам хватило бы одной станции для всего региона, это было бы хорошим примером регионального сотрудничества, правильным шагом, который позволил бы сэкономить средства, полезным шагом для всех жителей региона", — считает она.

Литва слишком медленно отреагировала на процесс оценки воздействия АЭС на окружающую среду, уверен председатель парламентского комитета по защите окружающей среды Йонас Шименас. Он видит альтернативу в возобновляемых источниках энергии, и Беларусь, по его словам, также имеет достаточно ресурсов и возможностей для этого.

Инвестиций в такую энергетику требуется не меньше, однако при этом не остается радиоактивных отходов, считает Шименас. "Самое дешевое производство энергии — это гидроэлектростанции и, по моим подсчетам, ветровые станции", — говорил он. По его словам, цена на эту энергию в будущем упадет, а на энергию, вырабатываемую АЭС, она будет только расти.

В случае возможной аварии радиация через реку Нерис попадет в Балтийское море, констатирует Шименас, и загрязнение в таком случае перестанет быть только лишь белорусским делом. Он также подчеркнул, что хранение радиоактивных отходов — сложный и дорогостоящий вопрос.

"Уже инвестировано свыше 1 млрд. литов во временную площадку по хранению отходов (на ИАЭС — DELFI). Понадобятся еще миллиарды евро. Если вы поедете на ИАЭС, то увидите, какую территорию занимают кассеты с отработанным топливом. Сколько хранится в бассейнах, какие территории загружены радиоактивными отходами, которые мы не можем почувствовать своими органами осязания. Что будет, если на этой площадке что-то случится?"

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!