Foto: AFP/Scanpix

Сирия на фоне все возрастающей угрозы военных ударов пытается найти защиту у генсекретаря ООН Пан Ги Муна и в очередной раз предупреждает о катастрофических последствиях гипотетической атаки.

И хотя замминистра иностранных дел Сирии Файсал Мекдад уверен, что Барака Обаму в его планах военного вмешательства ничто не может остановить, конгрессмены США заявляют, что президенту будет трудно добиться одобрения этого шага у парламента. Если так, то отказ законодателей поддержать главу государства может стать ударом по репутации Обамы: в Британии, например, подобное уже произошло, и в результате наблюдатели заговорили о геополитическом и стратегическом упадке Запада.

С обращением к председателю Совета Безопасности и генсеку ООН, в котором главу Организации призывают исполнить свой долг по предотвращению несанкционированной агрессии со стороны США, выступил постоянный представитель САР при ООН Башар Джаафари. В письме, как отмечает SANA, говорится, что сирийское правительство более года назад предупреждало ООН и о серьезной опасности применения химоружия мятежниками.

"Сирийское правительство призывает генерального секретаря взять на себя ответственность и приложить усилия для того, чтобы предотвратить любое проявление агрессии в отношении Сирии и содействовать политическому разрешению кризисной ситуации", — сообщил в письме постоянный представитель Сирии в ООН Башар Джафари.

Официальный Дамаск сделал еще одно заявление: в интервью BBC замминистра иностранных дел Сирии Файсал Мекдад заявил, что удар США по Сирии в качестве наказания Башара Асада за применение химического оружия будет на руку Аль-Каиде.

"Любое нападение на Сирию есть поддержка "Аль-Каиды" и аффилированных с ней структур, таких как "Джабат аль-Нусра" или "Государство ислама в Сирии и Ираке", — предостерег Файсад Мекдад, ранее заявлявший, что сирийские повстанцы готовят химическую атаку в Европе.

По мнению Мекдада, считающегося влиятельнейшей фигурой в окружении Асада, решение Обамы обратиться в Конгресс говорит о том, что он не продумал все последствия, но в конечном итоге "это ничего не меняет, поскольку он все равно намерен напасть".

Замминистра иностранных дел Сирии отметил, что Конгресс США будет принимать решение руководствуясь в первую очередь интересами Израиля (Дамаск ранее заявлял, что агрессоры вроде США "действуют во благо сионистов"). Мекдад добавил, что американская интервенция усилит "ненависть к американцам" и дестабилизирует Ближний Восток.

Барак Обама, объявляя о решении напасть на Сирию, заявил, что хочет заручиться поддержкой Конгресса. Он не стал уточнять, откажется ли он от этих планов, если законодатели проголосуют против. Тем временем источники в Госдепартаменте заверили журналистов, что решение уже принято и военное вмешательство неотвратимо.

Как бы то ни было, но одобрение парламента Обаме все же важно, а конгрессмены вряд ли с ним единодушны, судя по заявлению The Washington Post члена палаты представителей США — республиканца Тома Коула.

"Я думаю, это будет очень сложно", — заявил парламентарий, оценивая перспективы Обамы заручиться поддержкой Конгресса. По словам Коула, сам он пока склоняется к тому, чтобы проголосовать против военного вмешательства.

"Я по-прежнему полон скепсиса. У меня нет ясности, знаем ли мы, каковы будут результаты этого удара, в смысле, будет ли он эффективен. И мне неясно, какие ответные действия Иран или сирийцы предпримут против Израиля, да и против нас, в сфере терроризма. И наконец, совсем неясно, есть ли у нас реальная международная поддержка", — поделился с Русской службой BBC своими опасениями демократ Джим Хаймс.

Что произойдет в случае отказа Конгресса поддержать решение Обамы, остается только догадываться. Тем временем британский лидер, премьер-министр Британии Дэвид Кемерон уже пережил отказ своего парламента поддержать план бомбежки Сирии и, как отмечают наблюдатели, еще не пришел в себя от случившегося.

По данным ИТАР-ТАСС, Вашингтон, Лондон и Париж почти сразу после химатаки 21 августа договорились "наказать Асада", и дело было за малым — согласовать план атаки с парламентами. Однако Кемерон потерпел фиаско: стал первым с 1782 года премьером, чья инициатива по вопросам войны и мира не нашла поддержки у законодателей. Это не только подорвало доверие к премьеру и Консервативной партии, но еще и указало на упадок Запада.

"Исторический геополитический гегемонизм Запада в мире, продолжавшийся последние пять веков, закончился на практике, — заметил эксперт лондонского Королевского института родов войск RUSI. — Сложившаяся ситуация предельно проста — США и их главные стратегические союзники в лице Великобритании и Франции заявили, что "за применение химического оружия Сирию накажут", нанеся по ней серию ударов с воздуха, однако затем они взяли назад свои собственные слова". "Никогда в истории этих стран не было подобного случая. Тем самым, ведущие государства Запада продемонстрировали, что утратили способность решать силой даже региональные задачи", — отметил эксперт.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!