Foto: AFP/Scanpix
Западные СМИ активно анализируют взгляды нового папы Римского, которым стал Хорхе Бергольо. Оригинально отреагировала на итоги выборов Mirror: "Папа аргентинец? Это "рука Божья!". Британское издание намекает на матч 1/4 финала чемпионата мира-1986 по футболу Аргентина — Англия (2:1), когда аргентинец Диего Марадона забил гол рукой, впоследствии назвав ее "рукой Божьей".

Выбор понтифика из Латинской Америки стал неожиданным, но при этом весьма логичным в свете развития католической церкви в последние годы.

Почти тысячелетие папский престол занимали европейцы, хотя эксперты не раз отмечали, что в Южной Америке проживают 42% всех католиков. На этот раз кардиналы предпочли большой опыт пасторского служения академическому образованию и близости к Ватикану, сообщает Gazeta.ru.

"Похоже, что этот папа римский будет получше разбираться в жизни", — передает Reuters слова итальянского теолога Массимо Фаджоли. "Я не жду, что он изменит доктрину церкви, но он явно обладает большими задатками пастыря", — заявил Фаджоли.

"Я и не ожидал, что именно он появится на балконе в белой сутане. Это было неожиданно, но это показывает, что кардиналы осмелились пересечь океан и расширить границы", — недоумевает пресс-секретарь Ватикана Федерико Ломбарди.

Кардинал Нью-Йорка Тимоти Долан рассказал The New York Times, что во время ужина после финального голосования новый понтифик всех ужасно насмешил, сказав кардиналам "Бог вас простит", намекая на их выбор.

DELFI публикует подборку наиболее ярких и емких характеристик нового главы Ватикана в западных СМИ.  




Foto: AP/Scanpix

"Папа-сюрприз" — так озаглавлен комментарий немецкого издания Der Spiegel. Никто не думал, что новым Папой Римским выберут 76-летнего архиепископа Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо, пишет Барбара Ханс. Он явно не был фаворитом на конклаве. Кардиналам "не хватило мужества" избрать африканца, утверждает журналистка, в итоге Папа Франциск — первый понтифик-латиноамериканец, к тому же иезуит.

Бергольо, продолжает Ханс, родившийся в 1936 году в большой семье итальянского иммигранта-железнодорожника из Турина и получивший образование химика, философа и психолога, — человек скромный, консервативный и близкий к народу. "Даже за продуктами в супермаркет аргентинец, живущий в самой обычной квартире, а не в роскошных апартаментах, предпочитает ходить сам". Сам и готовит еду.

Примечательно, продолжает автор, что Бергольо уже участвовал в выборах на должность Папы Римского в 2005 году. Однако, набрав треть от необходимого количества голосов, отказался от них в пользу Йозефа Ратцингера.

Что касается религиозных взглядов нового понтифика, то, по мнению Der Spiegel, они умеренные. Бергольо считается богословом, готовым к диалогу. Он охотно "идет в народ", хотя большой сцены предпочитает избегать. "Неравномерное распределение благ создает ситуацию вопиющего социального греха, что не дает возможности многим братьям и сестрам жить полноценной жизнью", — заявил как-то Бергольо.

От политики богослов предпочитает держаться подальше, называя негативные явления своим именами — коррупция, бедность, несправедливость. В 2010 году он открыто выступил против предложения аргентинского правительства легализовать усыновление детей гомосексуальными парами. Позицию неприятия занимает священник и по отношению к абортам, контрацепции и гомосексуализму, говорится в статье.

У нового Папы есть проблемы со здоровьем: у него с детства слабые легкие, в 2010 году он долго не мог оправиться от тяжелого гриппа.

"Не обходится и без темных пятен в его биографии", — замечает Ханс. Так, нового Папу обвиняют в том, что в 1976 году он якобы вступил в сговор с аргентинской хунтой и выдал официальным властям двух священников-иезуитов.


Foto: Scanpix

"Папа
Франциск
: его роль в годы диктатуры в Аргентине вызывает вопросы", — пишет The Guardian. Несмотря на торжества в Буэнос-Айресе, новость о первом Папе из Латинской Америки была омрачена давними проблемами.

"Католическую церковь и Папу Франциска обвиняют в молчаливом соучастии в преступлениях во времена "грязной войны" — убийствах и похищениях, совершенных хунтой, правившей Аргентиной с 1976 по 1983 год", — отмечают авторы статьи в The Guardian.

"Главное обвинение против Бергольо связано с похищением двух иезуитов, которых схватили офицеры ВМС в 1976 году и держали их в нечеловеческих условиях за миссионерскую деятельность, которую те проводили в трущобах страны, что было рискованным с политической точки зрения занятием в те годы", — уточняют журналисты. Его главным обвинителем является журналист Хорацио Вербитски.

"Бергольо называет эти обвинения "клеветой" и утверждает, что он предпринял закулисные шаги, чтобы спасти жизнь обоим священникам и другим, кого он скрывал от расстрельных отрядов. Он утверждает, что даже дал свои документы одному диссиденту, который был на него похож, чтобы он смог бежать из страны", — пишут авторы статьи, замечая, что эта проблема вряд ли исчезнет в ближайшие годы.


Foto: AP/Scanpix

"То, что новый понтифик — иезуит, происходит из Южной Америки и выбрал себе имя "Франциск", может кого-то навести на мысль, что он будет немного более либеральным, чем его догматичный предшественник Бенедикт XVI", — рассуждает Джошуа Китинг в Foreign Policy.

Он приводит мнение журналиста канала CTV Пола Хана: "Однозначно выступающий против однополых браков, контрацепции и абортов, он известен своими строгими взглядами на мораль".

Тем не менее, Бергольо демонстрировал сочувствие больным СПИДом. "Это человек, который идет в трущобы и готовит вместе с людьми. Я считаю, что мир увидит совершенно новый способ быть Папой", — цитирует издание специалиста по Ватикану Джерарда О'Коннелла.

В Аргентине некоторые подозревают Бергольо в том, что он закрывал глаза на преступления хунты. Также под пристальное внимание вновь попадет светское движение, известное как "Общение и освобождение" (Comunione e Liberazione), считает корреспондент The National Catholic Reporter Джон Р.Аллен.

"Бергольо сблизился с движением CL, основанным итальянским священником Луиджи Джуссани, — рассказывает Аллен. — Для большинства итальянских католиков "Общение и освобождение" является правой альтернативой "центристскому" светскому движению "Католическое действие" (Azione Cattolica)". "При Иоанне Павле II членов CL называли "папскими Рэмбо", "сталинистами от Бога" и "монахами Войтылы" из-за их беспрекословной преданности папству", — говорится в статье Аллена.

Возможно, попытки отнести любого Папу Римского к левому или правому крылу светского политического спектра — это пустая трата времени, замечает Джошуа Китинг, но Франциск, как представляется, связан с определенными кругами внутри церкви. Возможно, это помогло ему на выборах в конклаве.


Foto: Scanpix

От женщин-священников до разводов и гомосексуализма — новому Папе предстоит решить множество вопросов, вызывающих разногласия, пишет Андреа Торинелли в итальянской газете La Stampa.

"Множество вызовов ожидают нового Папу внутри Церкви. От конгрегаций кардиналов пришло требование об обновлении механизма Курии, который в последние годы понтификата Бенедикта XVI продемонстрировал свое несовершенство. Речь идет не только о вопросах назначений — требуется реформирование структур", — говорится в статье.

Вполне вероятно, что Курия будет сокращена, а ее структура упрощена. Многие кардиналы высказывают пожелания, чтобы, помимо более эффективной координации между департаментами Курии, был упрощен доступ к Папе.

Череда скандалов, как, например, Vatileaks, инциденты, связанные с некоторыми назначениями, и разбирательства в отношении "Банка Ватикана" требуют большей коллегиальности и взаимной ответственности в руководстве деятельностью Церкви под эгидой Папы.

"И это лишь самый простой из внутренних вызовов, которые ожидают Папу, — утверждает автор статьи. — Не стоит забывать о разногласиях, распространившихся во многих странах, прежде всего в Северной Европе: там существуют ассоциации священников, открыто призывающих к неповиновению, требующих отмены священнических санов, разрешения на деятельность женщин-священников, более активного участия мирян в жизни Церкви, изменения позиции Церкви в отношении гомосексуальности и разводов".

"Наконец, существует внутренний вызов, который можно считать и внешним: он касается веры, кризиса веры на Западе, распространения веры, преподавания катехизиса", — заключает автор La Stampa.


Foto: AFP/Scanpix
Первый иезуит, ставший Папой, больше похож на Павла VI и Иоанна XXIII, чем на своих ближайших предшественников, пишет Le Figaro. Этот неожиданный выбор вдвойне удивителен, потому что на предыдущем конклаве кардинал Бергольо был соперником Бенедикта XVI. Будучи фаворитом, он не перенес огромного давления консервативных кругов и, сославшись на проблемы со здоровьем, снял свою кандидатуру.

Новому Папе 76 лет, и здоровье его весьма хрупкое, и это означает, что этому неподкупному и скромному человеку нечего терять, подчеркивает автор статьи Жан-Мари Генуа. "Кардиналы увидели в нем человека, который в данной ситуации способен противостоять мастодонту римской курии в вопросе ее реформы, представляющейся необходимой".

То, что Папа — иезуит, является своеобразным реваншем для этого великого ордена, известного своими высокими интеллектуальными требованиями и смиренной приверженностью к социальной деятельности. С этой точки зрения Папа Франциск является продолжателем линии Франциска Ксаверия, ученика основателя иезуитского ордена Игнатия Лойолы, а также "бедненького" Франциска Ассизского, считает автор статьи.

Начав служение с самоуничижительной шутки: "Обязанность кардиналов — выбрать епископа Рима, и они нашли его на другом конце света", Папа Римский Франциск вернулся в Собор святого Петра на торжественные церемонии, завершающие конклав, сообщает The Independent.

Ему будет дано несколько часов, если не дней, на то, чтобы разобраться с собственными потребностями и личными делами. Его непосредственный предшественник жил в Риме десятилетиями и после избрания просто отправился в свою старую квартиру — для бывшего архиепископа Буэнос-Айреса это будет сложнее.

"Он также будет вынужден срочно решить, кто станет его государственным секретарем, то есть займет самую могущественную позицию в Ватикане после самого Папы. Многие считают, что Бенедикт совершил большую ошибку, назначив на этот пост Тарчизио Бертоне — человека без особых дипломатических и лингвистических навыков", — заключает The Independent.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!