Foto: RIA Novosti/Scanpix
Убийство в центре Москвы одного из самых влиятельных "криминальных авторитетов" на территории постсоветского пространства Аслана Усояна остается в центре внимания российских и зарубежных СМИ. Стали известны подробности расстрела "Деда Хасана", выдвигаются различные версии произошедшего, кто и за что мог "заказать" авторитета, каким будет передел сфер влияния в воровском мире.

Дед Хасан скончался 16 января в Боткинской больнице после покушения на него во дворе дома между Поварской и Большой Никитской улицами в центре Москвы. Усояна застрелил снайпер, находившийся на крыше Театра киноактера. Также ранения получила женщина, предположительно, работница ресторана, она потеряла 4,5 литра крови и находится в крайне тяжелом состоянии: ранение позвоночника с полным перерыванием спинного мозга.

Сопровождавшие Деда Хасана двое охранников ранений не получили. Один из них, как только прозвучали выстрелы, втолкнул охраняемого в помещение и закрыл дверь. Второй открыл огонь из табельного пистолета ИЖ-71 в сторону предполагаемого местонахождения киллера. Потом телохранители попытались оказать раненому первую помощь и самостоятельно доставили его в больницу, но спасти жизнь Усояну врачам уже не удалось, сообщает СКР.

Официальных данных следствия касательно возможных заказчиков преступления пока не поступало. Возбуждено уголовное дело по статьям 30, 105 и 222 УК РФ (покушение на убийство двух и более лиц, убийство, незаконный оборот оружия).

По словам источника в правоохранительных органах Москвы, "Усоян был застрелен профессиональным киллером, который точно поразил цель примерно с расстояния 100-120 метров, но не успел сделать контрольный выстрел, так как ему помешала случайная прохожая. Для достижения конечной цели преступник не пожалел женщину и хладнокровно ранил ее сначала в ногу, и только после — в грудь, когда она не "ушла" с линии "стрелок-цель", передает ИТАР-ТАСС.

Есть предположение, что убийца имеет спортивную подготовку или является бывшим сотрудником спецслужб. В частности, им был использован автомат "Вал", стоящий на вооружении спецподразделений. Автомат мог быть утерян в одной из горячих точек, для него используются специальные 9-миллиметровые патроны СП-5 и СП-6.

"Российская газета" выдвигает версию, что это покушение выполнил тот же киллер, что стрелял в Деда Хасана два года назад, а покушение — месть за убитого другого "вора в законе" Япончика — он тоже получил пулю в живот. Источники издания указывают на характер ранения: и в сентябре 2010-го, и теперь пуля попала в живот Усояну.

В подъезде дома на Поварской оперативники помимо гильз и оружия нашли складной стульчик, на который, предположительно, вставал стрелок, чтобы дотянуться до "амбразуры", пишет "Комсомольская правда". А в 2009 году при покушении на Вячеслава Иванькова (Япончика) убийца стрелял из кузова "Газели", стоя на стремянке, чтобы достать до дыры в закрывавшем вход брезенте.

По мнению бывшего адвоката Япончика Марка Крутера, в борьбе за сферы влияния его клиент и Дед Хасан вместе выступали против молодых грузинских воров в законе. В таком случае, обоих мог убить один и тот же киллер.

Наиболее популярная на данный момент версия — итог борьбы за власть, усугубившейся подрастанием нового криминального поколения и, возможно, политическими изменениями в Грузии, вылившимися, в частности, в широкую амнистию. Интересно, что по этому поводу мнения экспертов расходятся: одни считают, что в стране началась очередная волна "воровского передела" (о возвращении в "лихие девяностые" и убийстве Деда Хасана пишут "Заголовки"). Кто-то полагает, что разборки никогда не прекращались.

Газета "Московский комсомолец" напоминает, что один из оппонентов Деда Хасана — Тариэл Ониани (Таро), вероятным заказчиком покушения может быть и азербайджанский авторитет Ровшан Джаниев, известный как Ровшан Лянкоранский — его имя называл сам Дед Хасан после покушения на него в 2010-м. Источники "Коммерсанта" называют также вора в законе Джемала Микеладзе (Джемо).

Журналист влиятельной итальянской газеты Corriere della Sera приходит к выводу, что убийство может быть связано с недавней атакой на офис курдов в Париже, в результате которой погибла лидер курдских сепаратистов Сакине Джансыз и еще две активистки движения.

Издание пишет, что, по некоторым данным, 75-летний Усоян, выходец из Тбилиси и курд-езид по национальности, занимался поставкой оружия курдскому движению в Турции и, в частности, сотрудничал с Рабочей партией Курдистана, одна из основателей которой и была убита во французской столице неделю назад.

"По некоторым данным, Усоян был среди поставщиков оружия для курдского движения в Турции — РПК Мехмета Оджалана (брат основателя партии Абдуллы Оджалана, с 1999 года содержащегося в турецкой тюрьме на острове в Мраморном море). Если они хотели "калашниковы" или гранатометы, они могли обратиться к нему… И он отвечал на их запросы", — говорится в Corriere della Sera.

Автор статьи Гуидо Олимпио предполагает, что, если Усоян действительно поддерживал курдов и поставлял им оружие ("пока это только версия", отмечает журналист), то можно говорить о второй за последний месяц атаке на людей, связанной с "курдской идеей". Олимпио напоминает, что убийства произошли спустя несколько недель после начала мирных переговоров РПК с официальной Анкарой.

"Жестокое и загадочное убийство могло быть совершено, чтобы помешать мирным переговорам. Ликвидация мафиози — это еще один сигнал того, что переговоры сопровождаются закулисными маневрами", — предполагает автор, указывая на то, что "утверждать это пока рано". Курдские СМИ называют Усояна "курдским авторитетом".

Агентство "Росбалт" передает, что соратники "вора в законе" Аслана Усояна планируют похоронить его в Краснодарском крае. По словам источника в правоохранительных органах, "представители клана Аслана Усояна пока не обсуждают, кому мстить за это убийство и как им действовать дальше". Об этом речь пойдет во время похорон, которые превратятся в одну из самых крупных сходок "законников" за последние годы.

Место, где Деда Хасана похоронят, еще не определено. Пока его соратники склоняются к тому, что похороны должны пройти в Краснодарском крае на кладбище, где покоятся курды-езиды.

Кроме того, "Росбалт" сообщает, что "воры в законе", не входившие в клан Усояна, в спешном порядке покидают столицу, опасаясь мести и задержаний. Как сообщил "Росбалту" источник в правоохранительных органах, что Москву уже покинули или уедут в ближайшее время "воры в законе" Джемо Микеладзе, Мераб Джангвеладзе и Ровшан Джаниев — лидеры объединенного клана гангстеров, противостоявшего клану Аслана Усояна.

Der Standard пишет: "Усоян родился в 1937 году в Грузии и, если верить московским СМИ, контролировал преступные банды в России и за ее пределами с конца 1980-х. Oн выстроил свою преступную империю при помощи прибыли от игровых залов, торговли наркотиками и оружием, а также сырьевого бизнеса".

Первый срок Усоян отсидел в 19 лет за сопротивление сотрудникам милиции, затем был осужден за разбой и спекуляцию и еще в советское время стал "вором в законе", говорится в статье. В 1990-е после "кровавой войны с главой армянской мафии Рудольфом Огановым, которого в конце концов застрелили в московском кафе", он стал лидером кавказских мафиозных группировок.

Анонимный эксперт по оргпреступности в беседе с Der Standard охарактеризовал Усояна как "патриарха преступного мира", чей клан через доверенных лиц владеет долями в металлургических предприятиях, банках и нефтеперерабатывающих концернах. По словам эксперта, влияние оргпреступности в России осталось высоким.

El Pais в связи со смертью Усояна вспоминает о событии 2003 года — "сходке" российских криминальных авторитетов в Аликанте. Статья озаглавлена "Испанский саммит "воров в законе", передает Inopressa.ru.

Но журналист Луис Гомес начинает с размышлений: "Был ли Усоян "номером 1"?". По мнению Гомеса, русская мафия имеет горизонтальную структуру, в отличие от пирамидальной итальянской. "Невозможно установить, где начинается и заканчивается некая ОПГ. Две группировки могут в одном бизнесе конкурировать, а в другом сотрудничать. Кроме того, написано много книг (вполне заслуживающих внимания) о связях государственных властей и криминальных организаций".

Видимо, главным врагом Усояна был Тариэл Ониани, считает автор. "Калашов, Ониани и, возможно, Усоян отмечали день рождения Калашова 30 марта 2003 года" в отеле в Аликанте. "Вероятно, в те времена Ониани и Калашов дружили и сотрудничали. Как и Иваньков, Япончик, который хотел стать посредником в ссоре Усояна с Ониани и в 2009 году получил три пули", — пишет автор.

Журналист приводит любопытную деталь: российские мафиози знали, что отель в Аликанте окружен сотрудниками испанской жандармерии. "Это их не коробило, так как они сочли, что сотрудники прибыли их охранять, хоть и были в штатском", — говорится в статье.

"В Москве расстрелян российский криминальный босс" — лаконично сообщает заголовок The Washington Post. Этого человека можно назвать "российский Дон Корлеоне", разъясняет читателям корреспондент Кэти Лалли.

Каково наследие Усояна? "Он оставил после себя племянника, из которого "растил" преемника, и перспективы кровавой войны за раздел территории", — говорится в статье. "По словам Марка Галеотти, Усоян контролировал проституцию, строительство и разнообразный рэкет в Москве и на значительной части России", — говорится в статье.

По данным The Washington Post, Усоян действовал лишь в бывших республиках СССР, а вот 5 его "ближайших партнеров" в 2012 году подверглись санкциям США. Министерство финансов США включило этих людей в список транснациональных преступников из организаций, опасных для США. Их американские активы можно замораживать, их банковские операции в долларах по всему миру — блокировать, поясняет автор.

Источники в полиции говорят, что убийство, видимо, объясняется конфликтом с группировкой другого "вора в законе" — Тариэла Ониани. "С 2009 года Ониани отбывает наказание за похищения людей в российской тюрьме. В 2010 году, если верить источникам в правоохранительных органах, Усоян поссорился с Ониани из-за контроля над участками под строительство олимпийских объектов в Сочи", — говорится в статье The Washington Post.

"Усоян первым сообразил, что Сочи — лакомый кусочек, и пришел туда первым", — говорит автор статьи Марк Галеотти, добавляя, что Ониани лидирует в другой основной быстрорастущей криминальной индустрии в России — в контрабанде афганского героина.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!