Несмотря на жесткую реакцию России на то, что Турция сбила в Сирии российский военный самолет Су-24, сложившуюся ситуацию не стоит считать предзнаменованием масштабной войны, пишет журнал Forbes.

Forbes oтмечает, что до сих пор российская военная операция в Сирии проходила достаточно гладко, и интенсивность бомбардировок даже превзошла ожидания Запада. Однако все изменилось после того, как Турция сбила российский бомбардировщик.

Автор статьи в Forbes подчеркивает, что это первый случай со времен корейской войны, когда ВВС НАТО сбили российский самолет. И хотя между странами было множество обвинений в нарушении воздушного пространства, случившееся представляет собой первый инцидент с применением стрельбы за последние пятьдесят лет.

По мнению автора статьи, что уникальность подобного инцидента является "серьезным делом", однако профессор Нью-Йоркского университета и эксперт по безопасности России Марк Галеотти утверждает, что не стоит воспринимать крушение Су-24 в качестве предпосылки к началу масштабной войны.

Он заявляет, что, даже если бы Москва решила начать военные действия против Турции, у нее бы не хватило на это необходимых ресурсов. Российская армия уже и так подвергается испытаниям в Сирии, а вести войну одновременно с двумя соперниками страна не в состоянии. По мнению Галеотти, в ближайшее время можно ожидать гневных высказываний со стороны президента Владимира Путина, но не стоит ожидать полета российских истребителей на Анкару.

В Forbes полагают, что русским и туркам необходимо "придать забвению" случившийся инцидент, однако он определенно вызовет серьезные последствия в долгосрочной перспективе. Обе страны конкурируют на Ближнем Востоке в попытке добиться "международного престижа", поэтому в ближайшем будущем Россия может начать поддерживать курдов, а Турция может отплатить ей содействием боевикам Северного Кавказа, считает автор статьи.

Британская газета The Guardian пишет, что крушение российского бомбардировщика Су-24, который был сбит турецкими ВВС, демонстрирует хрупкость зарождающегося альянса против ИГ.

Автор статьи отмечает, что произошедшее может привести к конфронтации двух мощных сил: давнего члена НАТО в лице Турции и ядерной державы в лице России. Помимо этого крушение самолета грозит превратить без того тяжелую ситуацию в Сирии в еще более серьезный конфликт.

Издание подчеркивает, что обе стороны все же заинтересованы в том, чтобы избежать эскалации конфликта, и осознают, какие стратегические риски их ждут. Поэтому Владимир Путин заявляет, что в данный момент действия Турции анализируются, а Турция в свою очередь пока отказывается активировать коллективную оборону НАТО.

По мнению автора The Guardian, НАТО, Анкара и Москва должны "сохранять холодный разум", но при этом им необходимо извлечь уроки из произошедшего. Отмечается, что крушение Су-24 показало странам необходимость проявлять сдержанность на международной арене, а также продемонстрировало потребность в обмене информацией между теми, кто проводит авиаудары в Сирии.

Несмотря на все разговоры про сотрудничество, страны по-прежнему сталкиваются с конфликтом интересов, а Турция вместе с западными державами все еще имеет отличный от России взгляд на будущее сирийского лидера Башара Асада.

По мнению The Guardian, построение союза против ИГ является хорошей идеей, но произошедший инцидент иллюстрирует, что пока эта идея весьма иллюзорна.

Российская газета "Коммерсантъ" пишет, что инцидент с российским бомбардировщиком Су-24 резко ударит по экономическому сотрудничеству двух стран. Россия намерена пересмотреть свое участие во многих проектах, некоторые заморозить на годы, а от некоторых отказаться, полагают высокопоставленные чиновники и представители ведущих госкомпаний РФ.

Ключевыми проектами, которым грозит заморозка из-за охлаждения отношений Анкары и Москвы, считаются проект газопровода "Турецкий поток", а также строительство АЭС "Аккую" в Турции, которым занимается "Росатом".

"Коммерсантъ" отмечает, что если "Турецкий поток" и без инцидента с Су-24 был под вопросом, то проект АЭС был утвержден, большинство документов о строительстве станции были подписаны. Турецкая сторона очень сильно рассчитывала на этот проект, так как спрос на электроэнергию в Турции растет, а основные генерирующие мощности приходятся на российский и иранский газ.

Общая стоимость проекта АЭС в Турции оценивалась в $22 млрд., расходы из госбюджета на проект оценивались в 93 млрд. рублей, первый блок планировалось ввести уже в 2022 году.

В свою очередь Турция, как отмечает издание, может ограничить проход российских судов через проливы Босфор и Дарданеллы, что скажется, в частности, на снабжении авиабазы Хмеймим в Сирии. Однако согласно конвенции Монтре от 1936 года, которая регулирует режим прохода через проливы, на данный шаг Анкара может пойти, только если сочтет, что ей угрожает война.

Но даже в таком случае свобода торгового судоходства сохранится, хотя и с определенными ограничениями. Полный запрет Турция может наложить только в том случае, если сама вступит в войну.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!