Foto: Reuters/Scanpix
Завершился длившийся несколько месяцев проект "Самые влиятельные люди Литвы 2015", проводившийся литовским DELFI, и опубликован итоговый список наиболее влиятельных людей в стране. Это — литовская элита, которая оказывает самое большое влияние на общество, его развитие и принимающих решения людей.

Общий список наиболее влиятельных лиц составляют подсчитанные голоса шести групп общества — политиков, предпринимателей/экономистов, общественных деятелей, юристов, служащих и представителей СМИ.

Респонденты по электронной почте получили списки, и должны были отметить 5 наиболее влиятельных, по их мнению, лиц. Общественное мнение в окончательном списке не учитывалось.

В списке представлено 230 наиболее влиятельных в Литве лиц. За них голосовали 526 респондентов. По мнению элиты, наиболее влиятельное лицо в Литве — президент Даля Грибаускайте, которая набрала 438 голосов.

Ненамного от президента отстает премьер Альгирдас Буткявичюс (395 голосов). На третьем месте — президент Литовской конфедерации промышленников Робертас Даргис (328), всего на два голоса от него отстает журналист Эдмундас Якилайтис (326).

Также в десятку попали судья Европейского суда по правам человека Эгидиюс Курис (300), глава Центробанка Литвы Витас Василяускас (286), председатель Верховного Совета — Восстановительного Сейма Витаутас Ландсбергис (245), советник президента банка SEB Гитанас Науседа (235), заместитель главы правления Центробанка Литвы Ингрида Шимоните (223) и главный редактор литовского портала DELFI Моника Гарбачяускайте-Будрене (221).

"Я считаю, что этот список — довольно адекватная картина сегодняшней литовской элиты", — сказала профессор Университет менеджмента и экономики ISM Ирмина Матоните.

На просьбу прокомментировать первую двадцатку самых влиятельных людей, Матоните отметила, что фамилии связаны с определенными сферами деятельности и учреждениями, и хорошо отражают современную элиту так, как ее определяют элитологи.

Профессор обратила внимание, что в списке есть представители политики, СМИ, судов, бизнеса и финансов, но нет представителей церкви, искусства или поп-культуры. "Думаю, что лет десять назад или больше в этом списке появилось бы место для представителя католической церкви", — сказала она.

Ее удивило, что высокое место занял Ландсбергис: сейчас он не является лидером или представителем какого-либо значительного учреждения. Это, сказала Матоните, признание "чистой" личной весомости и значения, что говорит об определенных аристократических элементах в сегодняшней литовской элите.

Также собеседницу удивило, что в список самых влиятельных попал глава Главной избирательной комиссии (ГИК) Зенонас Вайгаускас. По ее мнению, это показывает влияние этого учреждения. По словам Матоните, этот список хорошо отражает наиболее влиятельные в Литве учреждения и представляющих их лиц. Но у профессора вызывает сомнение определение "влиятельности".

"В проекте была просьба назвать лиц, имеющих самое большое влияние на развитие общества, общество и принимающих решения людей. То есть, в вопросе было 3 компонента: влияние на развитие, влияние на общество и влияние на принимающих решения. Хотя между этими компонентами может быть определенная связь (корреляция), но это не синонимы, и было бы лучше спрашивать только об одном "объекте", — отметила собеседница.

Одних переоценили, других недооценили "Хочется пожелать, чтобы люди, увидев свое влияние, использовали его для хороших дел, не для манипуляций, не пытались использовать это для плохих намерений, повлиять на людей или на результаты выборов", — сказал главный редактор проводившего опрос журнала Reitingai Гинтарас Сарафинас.

Он отметил, что мнения групп элиты разделились. Например, политики мыслят иначе, чем журналисты, юристы указали других лиц, чем предприниматели.

"Мы видим, что люди по-разному понимают, что такое влияние, некоторые видят только с точки зрения своей гильдии, и соответственно голосуют. Также видно, что одних сильно переоценивают, других — необоснованно недооценивают. Наверное, не всегда респонденты, голосуя, имели в виду именно влияние на принимающих решения, политиков, глав государства и общество", — сказал Сарафинас.

В следующем году Сарафинас рассчитывает на более взвешенные ответы. Но и в этом году, отмечает он, большая часть респондентов уделила много времени, внимания и ответственности — некоторые уделили на ответы полдня, меняли свои решения.

Глава компании по исследованию общественного мнения Spinter tyrimai Игнас Зокас считает, что общество также признало бы наиболее влиятельными Грибаускайте и Буткявичюса. Ведь в разных исследованиях политики бывают самыми влиятельными, видимыми, кроме того, у президента и премьера есть реальные рычаги.

"Я думаю, что в десятке наиболее влиятельных было бы больше всего политиков, возможно, несколько журналистов или экономистов, например, Науседа", — сказал Зокас.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!