Foto: EPA/LETA
Пиратство в Сомали способствует процветанию экономики страны, но ее прибрежные районы развиваются медленно, считают ученые из Королевского института.

Изучив спутниковые фотографии африканской страны и соседних территорий, аналитики заключили, что наибольшую выгоду от деятельности пиратов, захватывающих суда и заложников в водах Аденского залива, получают региональные центры. При этом в прибрежные поселки средств вкладывается гораздо меньше.

Гражданская война, продолжающаяся в Сомали уже 20 лет, мешает созданию стабильной структуры власти, и в атмосфере беззакония пиратство стало одной из самых процветающих сфер бизнеса.

Несмотря на усилия международного сообщества, направляющего в залив военно-морские патрули, в стране и прилежащих к ней водах, по данным наблюдателей, до сих пор остается порядка 40 захваченных судов и более 400 заложников из различных государств.

Зачастую пиратами становятся простые рыбаки, которые были вынуждены отказаться от своей главной профессии под давлением могущественных конкурентов — больших рыболовецких траулеров западных корпораций, извлекающих выгоду от отсутствия центральной власти в стране.

Автор исследовательской работы Анджа Шортленд провела тщательный анализ спутниковых снимков с высоким расширением, на которых Сомали была запечатлена в дневное и ночное время.

Анализ ночных снимков показал, что среднее количество светового излучения увеличилось преимущественно в центральных городах Гарове и Босассе, являющихся частью полуавтономного региона Пунтленд, где базируется большинство пиратов.

Повышенная "яркость" этой части страны указывает на рост потребления электроэнергии, характерный для развивающейся экономики, отмечает Шортленд.

Однако в других частях страны наблюдается совсем другая картина: интенсивность светового излучения в среднем снизилась, а в пиратских поселениях на побережье остро ощущается нехватка электроэнергии.

Автор исследования связывает такие результаты с мировым ростом цен на продукты питания и электроэнергию, а также продолжающимся в регионе гражданским конфликтом.

Кроме того, анализ дневных снимков показал, что с 2002 по 2009 год площадь Гарове увеличилась почти в два раза. Существенный прогресс наблюдался в развитии инфраструктуры города, индустриальной и коммерческой отрасли.

В провинциальных же районах и местах проживания самих пиратов, например в городах Айл и Хобио, улучшения были относительно невелики.

Согласно выводам ученых, существенная часть вырученных за счет пиратства и похищений средств уходит в региональные центры, где деньги распределяются в соответствии с клановой структурой сомалийского общества.

"Таким образом, политическая элита Пунтленда вряд ли станет препятствовать распространению пиратства", — заключают авторы научной работы.

В ответ на резкое увеличение количества пиратских нападений в 2008 году западные страны приняли ряд жестких мер, главой из которых стала отправка военно-морских патрулей в воды Аденского залива.

По данным научно-исследовательского института, с середины 2000-х годов нападения пиратов стали более жестокими. Эксперты связывают это с тем, что захватывать корабли становится все сложнее. "Теперь пираты вкладывают гораздо больше ресурсов в каждое нападение, дабы гарантировать его успех", — говорится в докладе исследователей.

Более того, существуют опасения, что пираты могут объединить усилия с боевиками из исламистской группировки "Шабаб", и тогда пиратство фактически будет спонсировать экстремистские акции.

Шортленд приходит к выводу, что возможное военное вторжение в Сомали способно лишь усугубить ситуацию, поэтому проблему можно решить лишь за счет комплексной международной программы по восстановлению региона.

"Необходимо найти такое решение, которое будет использовать недовольство народных масс в провинции и на побережье в конструктивных целях", — утверждает ученая. — Тогда мы сможем показать местному населению, насколько невыгодно пиратство по сравнению с другими источниками заработка, которые мы им предложим".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!