Foto: Reuters/Scanpix
В Брюсселе состоялось внеплановое заседание НАТО на уровне послов 28 союзников альянса, посвященное сбитому самолету ВВС Турции. После двухчасового обсуждения генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен объявил, что на заседании не поднимался вопрос о применении статьи коллективной безопасности, предусматривающей возможность общего военного ответа на агрессивные действия против одной из стран НАТО.

Страны альянса в итоге ограничились осуждением поступка сирийской ПВО. При этом Расмуссен впервые за последний год не сказал свою ключевую фразу, которую он повторял каждый раз, отвечая на вопросы по Сирии, что "альянс не видит для себя роли в урегулировании ситуации в этой стране".

Вместо этого генсек НАТО заявил, что "безопасность в НАТО неделима, и все члены альянса стоят плечом к плечу с Турцией", передает ИТАР-ТАСС.

Ранее постоянный представитель США при ООН Сьюзан Райс заявляла, что для давления на режим Башара Асада пора применить силу. Как заметил в этой связи глава МИДа Бельгии Дидье Рейндерс, не исключена возможность международного военного вмешательства в ситуацию в Сирии вне рамок ООН, замечает "Коммерсант-Online".

Пока Запад ограничивается введением санкций. 26 июня ЕС принял уже 16-е дополнение к сирийскому санкционному списку. Оно касается сирийского Международного исламского банка, сирийской Национальной нефтяной транспортной компании и пресс-секретаря правительства Сирии Бутейны Шаабан, передает Reuters.

Как сообщалось, 22 июня в 10:30 по местному времени турецкий самолет-разведчик RF-4E (модификация истребителя F-4) вылетел с авиабазы Эрхач. Согласно заявлениям Турции, он не был вооружен и должен был совершить полет над Средиземным морем для проверки работы радиолокационной станции. На 89-й минуте полета машина исчезла с экранов радаров. Обломки позже нашли на глубине 1,3 тысяч метров в 10 км от сирийского побережья. Двое пилотов пропали без вести.

Турецкое командование изначально объявило, что самолет был сбит средствами ПВО Сирии в международном воздушном пространстве. Однако 26 июня премьер-министр Турции Тайип Эрдоган, выступая в парламенте, признал, что самолет все-таки ненадолго вошел в сирийское воздушное пространство.

"Сирийская сторона не сделала нам никакого, даже самого минимального предупреждения", — отметил при этом Эрдоган, но добавил, что сбит самолет был все же в международном воздушном пространстве.

Сирийские военные настаивают, что F-4 был сбит над территориальными водами Сирии. Дамаск утверждает, что он был уничтожен ствольной зенитной установкой, а значит, находился совсем близко от системы ПВО. По версии Анкары, сбила самолет "ракета с тепловым или лазерным наведением" — в таком случае он мог находиться вне воздушного пространства Сирии, на значительном удалении от сирийской системы ПВО.

Как пишет Corriere della Sera, систему ПВО для сирийцев создавали русские. Операторы сирийских радиолокационных станций вместе с российскими специалистами на протяжении месяцев изучали поведение турецких Phantom, БЛА и Dragon Lady. Режим Дамаска сделал ставку на две радарные станции, модернизированные Россией в 2011 году. Первая размещена под Дамаском, вторая — в Кессабе, на севере страны.

Между тем Россия прекратила выполнять свои обязательства в рамках контрактов на поставку Сирии зенитно-ракетного комплекса С-300ПМУ-2. В стадии реализации находится свыше 10 договоров на поставку продукции, наиболее крупные — поставка комплексов С-300 в Алжир стоимостью $39 млн и Сирию за $105 млн. Продукцию по указанным договорам планируется отгрузить не позднее начала 2013 года, пишут "Ведомости".

Отгрузка С-300 в Сирию была остановлена "по указанию сверху". По всей видимости, Кремль решил не поставлять Сирии наиболее мощную из предлагаемых Россией на экспорт систем ПВО, чтобы ублажить страны Запада и Израиль, как было сделано в 2010 году с иранскими С-300, предполагают источники "Ведомостей".

При этом Россия продолжает исполнять контракты по поставку в Сирию комплексов ПВО средней дальности "Бук М-2", зенитного ракетно-пушечного комплекса малой дальности "Панцирь-С" и модернизации комплекса С-125 по варианту "Печора-2М", что делает ПВО Сирии силой, требующей учета в ходе планирования Западом бомбардировок против этой страны.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!