Как выяснила &, Государственное агентство строительства, энергетики и жилья зарубило 88% проектов, поданных на конкурс по строительству когенерационных станций в Латвии. Львиную долю европейских денег получат крупные энергокомпании. По мнению экспертов, в данном случае идет банальный обман предпринимателей.

В депрессивной Латгалии огромные участки земли, заросшие бурьяном, стоят в запустении, в то же время в Северном районе Резекне постоянно возникают проблемы с обеспечением теплом жилых домов, а горячая вода в краны подается только утром и вечером.

Предприниматель Владимир Находкин решил свести два этих фактора к общему знаменателю. Он создал фирму BioEnRez, которая в Северном районе Резекне собралась построить когенерационную станцию. Топливом для нее послужила бы зеленая биомасса, в частности кукуруза.

Когенерационная станция дала бы дополнительный доход местным крестьянам: компания планировала закупать у них сельхозпродукцию, а чтобы обеспечить сырьем объект, нужно обработать 500 гектаров земли. В свою очередь выпускаемое станцией тепло стало бы обогревать Северный район Резекне и обеспечивать его горячей водой.

Тут очень кстати Государственное агентство строительства, энергетики и жилья (BEMVA), подчиненное Министерству экономики, запустило программу "Развитие когенерационных станций, использующих возобновляемые энергоресурсы". Цель программы — снизить зависимость Латвии от импортируемой энергии. Общая сумма дотации из Фонда выравнивания — 17 млн. латов.

В рамках программы одно предприятие могло рассчитывать на финансирование в размере от 100 тысяч до 4 млн. латов.

Владимир решил в ней участвовать. Для этого он собрал массу документов, получил в Минэкономики разрешение на введение новых энергомощностей в эксплуатацию, договорился о месте строительства, оформил бумаги в Земельной книге, разработал эскизный проект объекта и так далее. Но самое главное — BioEnRez заключила договор о намерениях с муниципальным предприятием Rēzeknes siltumtīkli о том, что город закупит все производимое тепло новой станции по цене в 10 латов за мегаватт/час. Сейчас тариф для жителей Резекне составляет около 40 латов за мегаватт/час. Выбранное место будущей когенерационной станции находится всего в 200-300 метрах от тепломагистрали. Так что подключение к городской сети снабжения не повлекло бы больших затрат.

В итоге заявка BioEnRez по качественным критериям конкурса оценки проектов набирала 100 из 100 возможных пунктов.

Воплощение задумки обошлось бы предприятию примерно в 2,7 млн. латов. Из Фонда выравнивания компания планировала получить софинансирование в размере 35% от общей сметы, то есть 900 тысяч латов. Причем запрашиваемый размер денежной помощи ЕС снижен до минимума. Максимальный объем составляет 50% от стоимости проекта.

Однако оказалось, что и стопроцентное выполнение условий, и полное соответствие требованиям абсолютно не гарантируют победы в конкурсе. Предприятию пришел от BEMVA отказ в предоставлении финансирования.

О полезности притягивания за уши

В письме агентство объясняет, что проект не выполняет 18-го пункта 3-го приложения правил &x2116; 165 Кабмина. Он указывает, что податель должен иметь лицензию на производство тепла, если мощность вырабатываемой теплоэнергии выше 1 мегаватта, и отвечать нормативным актам об осуществлении программы. Если заявка не отвечает пункту, она автоматически исключается из числа претендентов.

Одним из этих актов являются правила &x2116; 221 Кабмина за 10 марта этого года. Здесь, в 5-м пункте, указана формула подсчета "эффективности когенерационной электростанции". В 6-м указаны критерии эффективности и экономии первичных энергоресурсов (газа, нефти). Наконец, в 7-м и 8-м пунктах прописаны формулы подсчета полезности вырабатываемой станцией тепловой и электрической энергии, необходимые для определения экономии первичных энергоресурсов. Проект BioEnRez всем этим пунктам правил &x2116; 221 максимально соответствовал.

Однако члены комиссии BEMVA подсчитали "полезность производства энергии когенерационной электростанции", использовав таким ловким способом формулы не из 7-го и 8-го пунктов, а из пункта 29.1 тех же правил.

Но! Указанная в нем формула, во-первых, подсчитывает коэффициент полезности фактически выработанной энергии, а во-вторых, содержит показатель Ernp — количество произведенного электричества в определенный период, установленный измерительной аппаратурой. Как можно измерить фактический объем энергии, да тем более аппаратурой, объекта, существующего только на бумаге? Проще говоря, формула пункта 29.1 используется при подготовке годовых отчетов реально действующих станций.

Эта неувязочка не смутила работников BEMVA, и они подсчитали свой показатель полезности по аналогии с другими нормативными актами. Хотя для чего вообще использовать такую "аналогию", когда существуют совершенно конкретные пункты для выяснения подсчета полезности энергии и экономии ресурсов?

В результате спецы агентства подсчитали, что коэффициент полезности станции в Резекне составит 70%, хотя для соответствия пункту нужно набрать минимум 75%.

Таким образом, постановила комиссия, фирма BioEnRez не соответствует критериям конкурса, а значит, автоматически исключается из числа его участников.

"Проблема в том, что при такой формулировке уточнить проект во время его рассмотрения уже нельзя. Самое смешное: мы соответствовали и этому абсурдному требованию, поскольку энергия, необходимая для работы станции, тоже является полезной, чего почему-то не учла комиссия. Достаточно было написать, что мы поставляем 100% тепла конечному потребителю — Rēzeknes siltumtīkli, а не 70%. Дело в том, что станция тратит на свой обогрев и производство до 30% энергии в зависимости от температуры окружающей среды. Мы могли бы этот объем покупать у самих себя или же выкупать назад у Rēzeknes siltumtīkli. И тогда показатель составил бы не 70, а 79 процентов и мы софинансирование получили бы. Но мы не стали на это указывать в заявке, поскольку такая сделка с самим собой не влияет на финансовый поток предприятия", — указал Владимир Находкин.

Вольные художники

Оказалось, что такая своеобразная интерпретация условий конкурса в случае с BioEnRez не является каким-то исключением из общей практики. "Аналогичные отказы от агентства получили еще пять предприятий нашей ассоциации. Причем если BioEnRez по показателю полезности получило 70%, то еще одно — 74,24% вместо 75%. И ему было отказано! Такой формализм — это чистое издевательство, которое имеет признаки либо политической, либо обычной коррупции", — рассказал председатель Латвийской ассоциации биогаза, в которую входит и BioEnRez, Андрис Карклиньш.

Руководство BioEnRez после многочисленных консультаций с юристами посчитало, что комиссия своими постановлениями нарушила Административно-процессуальный закон и сам устав конкурса. "Агентство произвольно интерпретирует критерии программы. Вероятно, чиновники рассчитывают запутать таким образом претендентов и выкинуть лишних. Только хорошая юридическая подготовка позволяет вскрыть этот беспредел", — говорит В.Находкин.

Лидия Школьная, председатель правления консалтинговой компании Europrojects, член совета Латвийской торгово-промышленной палаты и эксперт по еврофондам, дав оценку ответа BEMVA предпринимателям, заявила: "Несправедливость ситуации в том, что бизнесменов просят соответствовать критерию, о котором ничего не было сказано заранее. Такая возможность у чиновников возникла потому, что условия конкурса составлены размыто и неконкретно. Это огромная проблема абсолютного большинства латвийских нормативных актов, определяющих распределение средств Евросоюза. Случаи, когда один проект утверждается, а другой — идентичный — нет, происходят сплошь и рядом. У чиновников развязаны руки для своеволия".

По просьбе&с документацией конкурса ознакомилась госконтролер Ингуна Судраба. "Устав имеет отсылки на другие нормативные акты. А это позволяет чиновникам интерпретировать заявки предпринимателей в выгодную для себя сторону. Принимать такие уставы недопустимо, поскольку создается возможность обмана бизнесменов и лишней траты ресурсов как государственных учреждений, так и самих участников конкурса", — заявила Ингуна Судраба.

От оценки конкретного случая с компанией BioEnRez она воздержалась, поскольку фирма может подать жалобу в Госконтроль, а объявлять предварительные оценки ведомство не может. Но г-жа Судраба посоветовала предпринимателям обязательно продолжать свою борьбу.


Судитесь до посинения

Проигравшие по сомнительным причинам конкурс предприниматели оспорили итоги в вышестоящей инстанции — Министерстве экономики. Бизнесменам вместе с председателем Латвийской ассоциации биогаза Андрисом Карклиньшем удалось встретиться с заместителем госсекретаря Минэкономики Андрисом Лиепиньшем.

"Добиться какого-то положительного результата не удалось. Он нам сказал: если вы хотите судиться, то можете судиться. Даже если дело дойдет до Верховного суда, Минэкономики его выиграет", — заявил Андрис Карклиньш. "За четыре года практики Министерство экономики не проиграло ни одного судебного разбирательства по вопросам фондов ЕС", — объяснил в разговоре с & Андрис Лиепиньш.

Он заявил также: подсчет полезности когенерационной станции для определения ее эффективности — само собой разумеющееся дело, поэтому на этот пункт и нет прямой ссылки в уставе. На вопрос &, каким образом можно зафиксировать на вычислительной аппаратуре фактическую выработанную энергию существующей только на бумаге станции, г-н Лиепиньш ответил, что для этого достаточно иметь технические показатели станции. Вообще же, по его словам, оценочная комиссия отказала проектам, которые являлись не когенерационными станциями, а конденсационными, то есть не имели доступа к потребителям тепла и намеревались зарабатывать только за счет продажи электричества по двойному тарифу.

Кроме того, сам конкурс, по словам Андриса Лиепиньша, предусматривался только для тех предприятий, которые уже имеют тепловую нагрузку, то есть уже занимаются поставками тепла потребителям. На вопрос &, почему же об этом условии ничего не написано в самой программе, представитель Минэкономики заявил: "Эта информация была озвучена во время семинаров перед началом реализации". Почему такие условия обсуждаются на каких-то семинарах, а не заносятся напрямую в нормативные акты, осталось загадкой.

Жалкий остаток

В результате вместо реального развития сети когенерационных станций на альтернативном топливе по всей стране мы получим по большому счету только модернизацию нескольких уже существующих ТЭЦ.

По данным Министерства экономики, всего заявки на строительство станций подали 58 предприятий. Из них через жернова конкурса прошли только 7! Эта "великолепная семерка" уже зарезервировала для себя 15,2 млн. из доступных по программе 17 млн. латов. Причем три из них, по информации &, — крупные энергетические предприятия. По неофициальным данным, 6 из 7 выигравших предприятий набрали от 54 до 88 пунктов, тогда как по крайней мере три отвергнутых из-за сомнительной интерпретации критериев конкурса в ходе оценки проекта получили свыше 90 пунктов.

Таким образом, агентство отсеяло 88% фирм, претендовавших на финансирование. И, как видно из описанного выше, многие из них исключались из числа претендентов по очень сомнительным причинам. "Нередко проекты лоббируются определенными группами заинтересованных лиц, в том числе политиками. Не исключено, что при такой большой конкуренции свое влияние оказали и они. Поэтому и получается, что, призывая подать заявки, министерство вовлекает в их подготовку огромное количество ресурсов, а финансирование в результате получают всего лишь несколько компаний. Как-то не по-государственному получается, как будто не для страны делаем", — считает Лидия Школьная.

Владимир Находкин тем временем готовится к обращению в суд и Европейскую комиссию. & будет следить за развитием этого конфликта бизнесмена и Министерства экономики.

Слишком много хотят

Министр экономики Артис Кампарс заявил &, что причиной возникновения конфликта между предпринимателями и агентством стал слишком большой спрос на программу.

"Общее финансирование программы — 17 млн. латов. А если суммировать все заявки, то коммерсанты запрашивали 85 млн. латов. Естественно, рабочей группе пришлось решать, какой проект лучше. Насколько я знаю, эта группа очень внимательно работала над отбором кандидатов. Конечно, все появившиеся претензии мы будем рассматривать согласно закону", — пояснил г-н Кампарс.

Он отметил также, что проекты предприятий оценивали квалифицированные специалисты. "Для меня важно, чтобы участники программы вырабатывали не только электричество, но и тепло, и отдавали его тому, кому это больше всего нужно, — жителям и самоуправлениям. Это основной критерий, и я уверен, что специалисты комиссии руководствовались именно им", — полагает министр экономики.

Впрочем, ставить дело под свой особый контроль он пока не станет: "Если нарушения будут выявлены и они окажутся серьезными, то я еще более внимательно изучу вопрос. Но это естественный процесс: когда отсеиваются проекты, сразу возникают недовольные".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!