Foto: AFP/Scanpix

Главарь пиратов, напавших на грузовое судно Arctic Sea, Дмитрий Савин общался и сталкивался не только с Ээриком-Нийлесом Кроссом, но и с другими известными в Эстонии людьми, пишет Eesti Ekspress.

Хейти Хяэль (50). Крупный предприниматель

Именно этот человек привез Савина в Эстонию в 2006 году — он предложил 34-летнему моряку из Латвии работу с годовым окладом, превышающим миллион эстонских крон.
Савин руководил предприятием Pakri Tankers — компанией с самым крупным торговым флотом в Эстонии. В лучшие времена фирма владела 12 судами, которые перевозили российскую жидкую химию.

Под руководством Савина в 2007 году годовой оборот Pakri Tankers достиг 400 миллионов крон. Однако после Бронзовой ночи Россия перенаправила транзитные маршруты. Высокие цены на топливо и низкий курс доллара стали последним гвоздем в крышку гроба фирмы — в 2009 году Pakri Tankers задолжало кредиторам около 90 миллионов крон.

В один из дней Савин пропал, вместе с ним исчезло несколько сотен тысяч крон. Хяэль не стал обращаться в полицию или в прокуратуру, а обратился к Ээрику-Нийлесу Кроссу.

Ээрик-Нийлес Кросс (46). Консультант по безопасности

С ноября 2007 года бывший координатор разведки Эстонии консультировал правительство Грузии. В августе 2008 года во время так называемой Пятидневной войны между Россией и Грузией сформированная из бывших эстонских чиновников команда Кросса продолжила консультировать Тбилиси, их труд был щедро оплачен.

Для своих дел Кросс арендовал бизнес-площадь на Тоомпеа, однако не все помещения были заняты. Свободные комнаты предприниматель сдал в аренду Pakri Tankers — таким образом Савин и Кросс познакомились.

"Я еще думал, а, может, Савина ко мне приставили. Это кажется невероятным", — рассуждает Кросс сегодня.

Он отметил, что Савина интересовали "игры разведки": "Он интересовался, как было в Ираке, хотел показать, что и он крутой мужик. Намекал, что знает каких-то спецназовцев. Также говорил о том, что необходимо создать фирму, занимающуюся борьбой с пиратами".
После того, как Хяэль пожаловался на Савина Кроссу, последний решил обратиться за помощью к Мартину Плазеру.

Мартин Плазер (33). Консультант по безопасности

Плазер — отставной военный, недавно написал книгу о боевом опыте в Афганистане.
"Впервые я видел его в Тбилиси, он приехал добровольцем, еще служил. Некоторое время я сотрудничал с ним", — вспомнил Кросс. Через Кросса Плазер передавал правительству Грузии рекомендации по мерам безопасности.

Кроме того, Плазер входил в команду Кросса, работающую в одной из стран Южной Америки, где требовалось разработать план охраны нефтяного терминала. По этим причинам Кросс счел его подходящим человеком, чтобы пустить по следам Савина.

Сам Плазер подтвердил газете Eesti Ekspress, что ему приходилось встречаться с Савиным: "Случайная встреча, пять минут". О деталях он распространяться не стал. Однако известно, что предприниматель Хейти Хяэль потерянные деньги не вернул.

В данный момент Плазер владеет фирмой, которая предлагает судовым компаниям защиту от пиратов.

Напомним историю захвата судна. В феврале 2009 года живущий в Таллинне транзитный бизнесмен Дмитрий Савин планирует вместе со своим одноклассником Сергеем Демченко захват судна. На внедорожнике Савина друзья едут во Францию, в Нормандию, в Шербуре загружают в прицеп оранжевую резиновую лодку стоимостью 18 000 евро и перевозят ее в Португалию. Первоначальная "бизнес-идея" предусматривает, что захват произойдет на побережье Атлантического океана. У лодки мощный мотор в 150 лошадиных сил, она может транспортировать целую компанию здоровых мужиков.

Однако случается неувязочка: при спуске лодки на воду появляются португальские полицейские, требующие регистрационное свидетельство водного транспортного средства. Савин может показать только бумаги о его покупке, о том, что владельцем является компания с Британских Вирджиновых островов, которой руководит супруга, естественно, ничего не знающая о делах предприятия. Полиция лодку отбирает…

Дальше Eesti Ekspress пишет, что, возвратившись в свою квартиру в доме-люкс на таллиннской Ратушной площади, Савин через интернет ставит лодку на учет в Великобритании.

В марте Савин сбивает шайку из ласнамяэских "пацанов". Из-за кризиса у них нет доходной работы, а жить надо. Савин обещает 10 000 евро. При этом убивать никого не надо. Банда репетирует в лесу захват судна. В одной бывшей автошколе проходят занятия по теории. Из конторы Alexela Савин приносит модель сухогруза, чтобы мужики усвоили его устройство.
Собственнику помещений Савин поясняет, что речь идет об обучении охотников на пиратов — знаете, мол, Индийский океан, Северо-Восточная Африка, пираты…

Ласнамяэские парни занимались рэкетом и наркотиками, один сидел за то, что убил человека, с которым у него в баре случилась перебранка. Савин не доверяет им и приглашает в компанию своего сводного брата. Тем не менее, глядя на отряд и вспоминая силу Атлантики, Савин понимает, что впереди ждет провал. Но ведь судно можно захватить и в более спокойных водах.

В ночь на 24 июля на волнах близ острова Готланд скачет доставленная из Португалии и выкрашенная в Риге в стальной цвет резиновая лодка с восемью пиратами на борту. Мать одного из них знает, что сын получил хорошую работу в России; мать другого верит, что в Норвегии, третьего — в Испании.

На берегу пиратам помогает латвиец Алексей Керцгур — знакомый Савина. С помощью компьютера и спутникового телефона он приводит банду к Arctic Sea, которое перевозит лесоматериалы из Финляндии в Алжир.

Мужчины прячутся под брезентом, чтобы лодку не заметили. Все экипированы в черное, как спецподразделение, вместо имен — псевдонимы: Альфа, Боцман, Папа, Дельта.. . Они зазубрили несколько фраз на английском ("Стоять!", "Молчать!", "Руки на голову!", "На пол!" и т.д.), чтобы не выдать своего происхождения.

В два ночи пираты натягивают маски, подходят к борту и перелезают через него. Дверь на капитанский мостик приоткрыта. Второй помощник капитана пьет чай. Он успевает только вскрикнуть. Очень скоро все члены экипажа заперты в каютах. Пара человек оказывает сопротивление, их избивают.

Однако пираты находят не все телефоны. Капитан отправляет грузовой компании СМС: заперты в каютах, куда идем, что нашли — не знаем". Директор перезванивает и слышит, что судно атаковала наркополиция. Один из пиратов во время этого разговора заглядывает в каюту. Савин выхватывает пистолет и стреляет в стену рядом с капитаном: хватит тайных переговоров!

Савин осознает, что судовая компания может предупредить ментов и те прибудут раньше, чем банда успеет потребовать и получить выкуп. Бежать нельзя, так как судно — в пределах досягаемости шведских радаров. Для возвращения к берегам Латвии на лодке не хватает топлива. Arctic Sea должно идти прежним курсом, чтобы никто ничего не заподозрил.
По приказу Савина капитан на следующий день посылает судовой компании электронное письмо о том, что ночью судно захватила группа неизвестных, искавших наркотики. Они упоминали Калининград и ушли на лодке в восточном направлении.

Директор неоднократно звонит. Моряки не осмеливаются сказать правду — во время этих звонков с ними рядом стоят вооруженные пираты. Arctic Sea проходит датские проливы, штормовое Северное море, Ла-Манш. 28 июля Савин слышит по телефону, что финская криминальная полиция начала расследование. Через пару дней информацию о случившемся обнародует полиция Швеции.

Савин отключает систему, которая показывает местонахождение судна. Он велит написать на борту новое название. Вместо Средиземного моря сухогруз идет на запад. Савин начинает переговоры о выкупе. Звоня судовладельцу Виктору Матвееву, он использует устройство, изменяющее голос, и говорит по-английски. Выкуп — полтора миллиона евро.

Матвеев выходит из себя. Кладет трубку. Савин звонит его заму, но тот ничем помочь не может. Когда Савину наконец удается связаться с Матвеевым, тот заявляет, что денег у него нет! Савин предлагает прибегнуть к помощи страховой фирмы, однако Матвеев отвечает, что это бесполезно. Савин звонит в страховую компанию. Угрожает — полтора миллиона или они пустят судно на дно вместе с грузом и экипажем! Слышит стандартный ответ: перезвоните. А потом — что они не намерены никому платить. Матвеев рекомендует пообщаться с директором грузовой фирмы. Но Савину сообщают — у того инфаркт. Дальше — сплошная невезуха.

Близ Азорских островов над сухогрузом кружит португальский военный самолет: кто вы? Кубинское судно Tania, доставляем лесоматериалы из Мурманска в Гавану.
Как-то ночью пираты сталкиваются с военным кораблем США. Янки выясняют, кто им повстречался. "Tania", — отвечает Савин. Но американцы не обращают на них внимания!
Савин дает судну новое имя — теперь это северокорейское Jon Jin 2. Переговоры о выкупе не приносят результата. Савин просит Керцгура и Демченко: арендуйте или купите на Канарах какую-нибудь яхту, заберите нас с этого проклятого судна! Но на Канарских островах свирепствуют лесные пожары. Тушить их помогают военно-воздушные силы, и легко попасться. В радионовостях сообщают, что сухогруз Arctic Sea объявлен в международный розыск.

Чтобы продать груз, Демченко связывается со своим московским знакомым. Тот контактирует с ФСБ. Савин требует прекратить эту ерунду. Демченко успокаивает: "Не беспокойся. Все под контролем". Интернет кишит теориями заговора — что пропавшее судно, мол, перевозит оружие, а захватили его агенты разведки.

Вечером 16 августа, в четверть десятого, российский крейсер "Ладный" находит цель к югу от островов Зеленого Мыса. Савин не успевает снова поменять название сухогруза. Пираты выбрасывают оружие за борт, срывают маски и освобождают экипаж. Требуют, чтобы моряки говорили, что пираты уже давно ушли, а захватчики — просто группа экологов, попавших на борт чисто случайно.

Но этому никто не верит. В соответствии с международным правом судит пиратов та страна, которая их задержала. В России в тюрьму сажают и Сергея Демченко. Главарь — Дмитрий Савин — получает семь лет.

Савин сообщает, что захват был вовсе не его идеей, его заказал Ээрик-Нийлес Кросс. Мистерия Arctic Sea только набирает обороты.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!