5 марта 2008 года Сенат Верховного суда ЛР должен вынести решение, будет ли легализована в Латвии возможная схема торговли внебрачными детьми. Об этом сообщила порталу Delfi Инга Скуя.

Суть дела такова. В 2007 году Рижский окружной суд рассматривал апелляционную жалобу мужчины, в которой он просил провести генетическую экспертизу, чтобы доказать, что зарегистрированный в свидетельстве о рождении мужчина не является биологическим отцом ребенка. Такой иск был возбужден, потому что мать сознательно зарегистрировала в свидетельстве о рождении ребенка чужого мужчину. Мужчина был уверен в результатах генетической экспертизы, потому что параллельно провел анонимную генетическую экспертизу, которая подтвердила, что он является биологическим отцом ребенка.

"Несмотря на то, что наш сын родился вне брака, я желаю участвовать в воспитании сына и заботиться о нем. Я хочу, чтобы мой сын знал, кто его отец, и чтобы этот факт был записан также в свидетельстве о рождении. Я понимаю, что эта женщина очень обижена тем, что наши отношения не увенчались браком. Однако я считаю, что наши отношения не должны влиять на ребенка, который имеет право знать о существовании отца и получать заботу и поддержку отца", — считает вовлеченный в судебный процесс мужчина, не пожелавший назвать своего имени.

Рижский окружной суд принял решение назначить генетическую экспертизу обоим мужчинам, и таким образом установить истину по этому делу научными средствами. Однако исполнение решения приостановил председатель Департамента по гражданским делам Высшего суда ЛР В. Йониканс, опротестовавший это решение суда.

Йониканс указывает, что если отцовство ребенка уже признано записью в свидетельстве о рождении, то биологический отец не имеет права оспаривать его. Подобный поступок судьи откровенно противоречит международным обязательствам Латвии, налагающим на Латвийское государство обязанность гарантировать соблюдение прав любого ребенка независимо от статуса его рождения.

Действующее Латвийское законодательство предусматривает, что мать внебрачного ребенка может единолично принять неоспоримое решение, кто будет отцом новорожденного, то есть мать ребенка может по любым причинам (в том числе имущественным или личным) договориться с любым мужчиной и зарегистрировать его как отца своего ребенка, таким образом, лишив такого права биологического отца ребенка.

В случае если мать договорилась с другим мужчиной и в отделе записи актов гражданского состояния сознательно предоставила ложные сведенья об отце ребенка, то, согласно законодательству Латвийской Республики, биологический отец ребенка не может даже подать в суд иск, чтобы оспорить отцовство.

"Латвия вязла на себя обязательства соблюдать права внебрачных детей, ратифицировав Европейскую Конвенцию о правовом статусе детей, родившихся вне брака. Данная Конвенция устанавливает, что добровольное определение отцовства может быть обжаловано и оспорено, если лицо, желающее признать или признавшее ребенка, не приходится ему биологическим отцом. Подобный факт можно установить исключительно путем генетической экспертизы (экспертизы ДНК), поэтому принципиально важно позволить суду назначить экспертизу и выяснить истину. В подобном случае следует учитывать также Конвенцию ООН о правах ребенка, которая однозначно постановила, что любой ребенок с момента рождения имеет право знать своих родителей и находиться на их попечении. Страны-участницы должны обеспечивать реализацию этих прав согласно национальному законодательству и международным документам в этой области", — считает представитель биологического отца Синтия Праулиня.

Осознавая, что рожденные вне брака дети могут быть подвержены большему риску и незаконным манипуляциям, международные правовые акты во всем мире особо регулируют права и защиту этих детей. Скуя отмечает, что, латвийское законодательство и государственная судебная система сейчас намечают обратную тенденцию.

Эксперты допускают, что в результате таких несовершенств законодательства может усилиться тенденция, когда "законными отцами" детей, рожденных вне брака, могут стать зажиточные мужчины из других стран, и эти дети могут быть вывезены из Латвии.

Не существует никаких препятствий зарегистрировать отцом ребенка лицо, которому по тем или иными причинам нежелательно находиться рядом с ребенком или которому по весомым причинам запрещено усыновлять ребенка. Следует учитывать, что такие "законные отцы" по праву имеют полную власть над ребенком и никакой надзор над ними не осуществляется. По этой причине очень важно защищать права детей, рожденных вне брака. Если сенат 5 марта 2008 года удовлетворит протест Йониканса, то защита этих прав будет затруднена.

Праулиня желает подчеркнуть, что рассматриваемое 5 марта дело не связано с возможной торговлей внебрачным ребенком, а с правами биологического отца и правами ребенка знать своего отца. Однако, если протест судьи будет удовлетворен, и мужчине будет отказано в возможности провести экспертизу и доказать, что он является отцом ребенка, в латвийской судебной практике будет создан прецедент, из-за которого в таких правах автоматически будет отказано и в других подобных случаях.

Это может легализировать как недобропорядочные действия с внебрачными детьми, так и различные возможности манипуляций со стороны недобропорядочных женщин.

Например, сейчас Европейской конвенцией предусмотрено, что биологический отец ребенка может обратиться в суд и просить назначить экспертизу биологического происхождения ребенка, чтобы таким образом предотвратить "продажу" своего ребенка, и только законы нашей страны отказывают в таком праве.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!