Foto: DELFI
В День всех святых портал Delfi отправился на ночное дежурство с экипажем Рижской муниципальной полиции (РМП), чтобы посмотреть, как отмечают Хеллоуин рижане, и действительно ли город наводнен в это время не только безобидными ряжеными в костюмах ведьм и нетопырей, но и прочей чертовщиной с криминальным оттенком.


Foto: DELFI

Поскольку в нынешнем году Хеллоуин выпал на понедельник, основные мероприятия и гуляния разукрашенных тыкв и ходячих мертвецов, как оказалось, пришлись на пятницу и субботу. В понедельник вечером на улицах Вецриги и прилегающих к ней территорий было относительно спокойно. Около 20.00 все еще можно было встретить маленьких детей, собирающих конфеты с воплями: "Сладости или жизнь", семейные пары в составе вампира (муж) и смертушки (жена), а также "кружки по интересам" — компании ведьмочек, мертвецов и зомби.

"Сегодня — начало рабочей недели, особо резвиться точно не будут. Сами посудите: завтра с утра в школу, институт, на работу. Вряд ли кто-то загуляет за полночь. Разве что какая разгоряченная "тыква", — говорит сопровождающий нас в ночной поездке инспектор А. Федоров.
"Думаю, чтобы прочувствовать колорит праздника, а заодно и проверить, нет ли каких-то правонарушений, нам стоит отправиться на Большое кладбище", — предлагает инспектор М. Целмс.

Мы подъезжаем к парку с ул. Миера, не спеша едем по заваленным мокрой листвой дорожкам среди старых склепов, могил и накренившихся крестов. Если бы мы и вправду решили отмечать День всех святых, то антураж вполне подходящий. Кое-где горят свечи. Некоторые уже почти догорают, и в плафонах, прячущихся под листьями, едва теплятся огоньки. Дополняют картину запах сырости и шумящий в деревьях ветер.

"Кладбище давно стало парком. Днем здесь вполне себе уютно и красиво, но к вечеру начинают стекаться бродяги, наркоманы, любители легкой наживы и искатели приключений всех мастей. Одно время собирались скинхеды. Вот тут сразу несколько склепов, которые облюбовали для своего проживания бездомные. Многие склепы были давно уже взломаны до них, они же просто обустраивают себе жилье. Кое-где даже в два этажа: на нижнем едят, пьют, на верхнем спят. Тут вот прямо в склепе были расставлены диваны. Греются обычно, разводя костры", — рассказывает М. Целмс.

Мы спускаемся в один из склепов. Судя по следам запустения, в нем давно уже никто не живет. Однако разбросанные упаковки от шприцев свидетельствуют о том, что места захоронения стали приютом наркоманов.

"Тут был случай, когда наркоман пытался затащить в склеп женщину. Но чаще все-таки здесь можно застать бродяг и алкоголиков. В целом, люди они безобидные и вреда, кроме себя самих, никому не приносят. Да, разводят антисанитарию. Но без криминала. Они сами часто становятся жертвами нападений наркоманов и молодежи. Брать у них, кроме паспорта, нечего. Выгонишь такого из склепа, он в другой идет. А один, кстати, давно уже проживает на территории предприятия, которое изготавливает памятники, мы его как раз сейчас и навестим", — предлагает полицейский.

Foto: DELFI

Далеко ехать нам не пришлось: фирма расположена прямо напротив Большого кладбища. Какие-то цеха, судя по всему, еще функционируют, но большая часть в запустении. Заходим в помещения: света нет, кругом по полу разбросаны бумаги, старые тряпки и куски пластмассы. Идем к прикрытым дверям дверям с надписями "Бухгалтерия" и "Мастер по реализации".

В одной комнате на грязном матрасе в куче одежды спит бородатый мужчина. Полицейские рассказывают, что он регулярно попадается на эпатажных выходках. Недавно лег на проезжей части на ул. Бривибас. Иногда его отвозят в наркологическую лечебницу, но потом отпускают.

Во второй комнате расположились ко сну еще двое бродяг: тоже на жутких матрасах, среди мусора и бутылок. Посередине убежища стоит канистра, заменяющая бродягам туалет.

"Мы ничего плохого не сделали. Хозяин сам нам разрешает здесь жить. Мы только спим, а днем уходим. Порядок пытаемся поддерживать, но недавно какие-то наркоманы приходили, двери нам выбили, все вверх дном поставили", — жалуется бездомный.

"Вы же тут можете замерзнуть. Может, пора перебираться в приют. Там все-таки тепло, есть еда, удобства", — предлагают сотрудники РМП.
"Нет, начальник, нам здесь хорошо. Мы тут все углы знаем. Еще б хулиганы нас не тревожили, вообще гостиница", — уверяет бродяга и, кутаясь в выгоревшее покрывало, вновь старается заснуть.

Foto: DELFI

То, что большая часть бродяг, действительно, не хочет ехать в ночлежки, мы убеждались за эту ночь несколько раз. Одних не берут в приюты, потому что у них вши, другие же бездомные напротив утверждают, что не хотят в ночлежки, чтобы именно там не подцепить педикулез.

"Под мостом Земитаны уже много лет живет Андрис. На вид ему лет 50. Сколько себя помним, он все время ночует среди груды своих пакетов прямо на железнодорожном перроне. До 22.00 греется в зале ожидания, потом перебирается на скамейку. Там у него кусок поролона, тряпки, газеты", — рассказывает А. Федоров.

Пирамиду из примерно десяти пакетов видно уже на подъезде к скамейке. Около 21.00 Андриса еще нет, однако уже на следующем кругу (после 22.00) мужчина появился. Худой, изможденный, с выпирающими скулами, обтянутыми сухой, как бумага, кожей. На голове что-то вроде шапки, которую он все время пытается натянуть на уши, чтобы не замерзнуть. Бродяга то и дело кутается в пальто, под которым заметно пять или шесть очень грязных кофт. Его беспрерывно бьет мелкая дрожь.

"Ну что, зима на пороге. Пора в приют. Ты, кстати, документы, как обещал, оформил?" — спрашивают у старого знакомого полицейские.
"Нет. Ни в приют не поеду, ни документов нет. Потом схожу в полицию за паспортом. Мне тут нормально", — отвечает Андрис.

"Очередная история про падение человека. Что мы можем сделать? Только предложить доехать до приюта. Силой никого не потянешь. Андрис здесь живет годами. Тут сердобольные бабушки ему молоко приносят, кто-то даст немного денег. Тем и живет. Он вообще никуда с территории Земитаны не уходит. Здесь его дом. Как-то приезжали соцработницы, что-то записали и уехали. Никто не хочет вникать в проблемы бездомных. А они со временем поняли, что лучше жить так, чтоб их просто никто из инстанций не тревожил.

Например, рядом с Андрисом в этом году поселилась пара: мужчина и женщина. Так они тоже категорически не хотят в приют. Вот, кстати, и они", — показывает М. Целмс.

На скамье вдоль железнодорожного перрона под несколькими одеялами лежат головами друг к другу два человека. Их лиц не разглядеть, только силуэты. Кругом пакеты с одеждой и собранным по окрестным контейнерам добром. Люди ежатся, пытаясь улечься поудобней и не свалиться со скамьи. Внезапно из-под груды одеял выпрыгивает кошка: пушистая, ухоженная. То ли грела хозяев, то ли грелась возле них сама.

"Да, у них есть кошка. Мы часто их вместе видим. Они заботятся о ней, подкармливают. Так и живут втроем на перроне. Не знаю, как они переживут зиму. Боюсь, что однажды утром под одеялами найдут их тела", — говорит инспектор.

Foto: DELFI

Пока мы общаемся с бродягами, у дома номер 151 по ул. А. Чака подъезжают спасатели, "скорая", Госполиция. Пожарные светят фонариками в квартиру на первом этаже и присматриваются к массивной решетке. В подъезде суета: то и дело туда-сюда ходят озадаченные спасатели и фельдшер с санитаром. Оказывается, их вызвал местный житель, который не мог попасть в дом, а в помещениях, по его словам, находится его друг в бессознательном состоянии.

После недолгих переговоров заявитель все-таки отказывается от затеи выбивать окна и решетки.

"Дом этот проблемный. Живут здесь и обычные порядочные люди. Но много дебоширов, наркоманов. В общем, полиция тут частый гость", — замечает М. Целмс.

… От Земитаны через центр Риги вновь направляемся в Старый город. По пути попадаются подозрительные личности. Сначала на А. Чака повстречались двое веселых парней с двухлитровыми бутылками дешевого пива. Надо заметить, пока зыкрытыми. Оба под полицейским надзором и должны отмечаться в участке.

Еще один искатель приключений был замечен на ул. Бривибас. Полицейские знают его как злостного хулигана и мелкого жулика. "Недавно тут зачем-то переоделся в камуфляж, берет нацепил, ходил в таком виде по городу. Понятно, что сразу наше внимание к себе привлек", — отмечает М.Целмс.

"Паспорта у меня нет, потому что освободился, а денег нет. И работы нет. Вот ищу. Может, на следующей неделе повезет", — говорит Олег.
Работники РМП проверяют его по "фильтру". Оказывается, у парня богатое прошлое.

"Я ничего не сделал. Честное слово. А сейчас просто иду домой в Зиепниеккалнс", — уверяет парень.

… На ул. Меркеля, возле автомата по продаже e-талонов суетится странный мужчина. Объясняет, что просто проверял проездной. Проверяем по базе данных: снова судим, снова несколько правонарушений. Рассказывает, что в последний раз на него самого напали хулиганы, но протокол составили почему-то на него.

"У меня тогда за поясом два ножа нашли. Наверное, по этой причине", — предполагает мужчина.

"А сейчас ножи есть?" — интересуется полиция.

"Есть, но маленький и складной", — протягивая нож, говорит собеседник. "Ну, уж если такой нельзя носить, чтобы хлеб резать, то тогда уж и ручки надо запретить. Ими же тоже можно убить", — начинает кипятиться мужчина.

"Иногда можно убить и взглядом. Хорошего вечера!" — парирует полицейский, и мы едем дальше.

Foto: DELFI

На часах уже за полночь. Рация молчит. Город явно отошел ко сну, но тут приходит сообщение о том, что бдительный гражданин на ул. Мартас заметил странных парней, которые крутятся возле машины. Экипаж оказывается по указанному адресу в течение всего двух минут. Улица пустынна, ни души. Внезапно полицейский фонарик выхватывает в затемненном салоне одной из машин двух парней. Их просят выйти.

Один оказывается местным, второй — его друг из России. Машина тоже на российских номерах. Парни ведут себя нервно, но послушно называют свои персональные данные, дают проверить свои карманы и автомобиль.

"Мы ждем приятеля. Он ушел к другу, сейчас придет. Мы чужие машины не трогали. Дело было так: я просто подергал ручку нашего автомобиля, а в это время какой-то мужчина шел. Заметил меня, а потом еще долго шел и оглядывался. Наверное, принял меня за вора и позвонил. Быстро же вы приехали", — удивляется россиянин.

Ничего подозрительного в вещах у незнакомцев не нашли, по базе данных они тоже нигде в криминале не засветились.

Поскольку ничего противоправного ребята не сделали, мы пожелали им доброго вечера и поехали дальше.

Foto: DELFI

Еще один вызов поступает около 02.00: по крыше дома возле собора Святого Петра бродят иностранцы. Пока мы едем на место происшествия, из Центра видеонаблюдения постоянно приходит информация об их передвижениях: "Они спустились по пожарной лестнице", "Они направляются по ул. Грециниеку", "У одного на голове красная шапка. Вы почти их нашли".

Группу подвыпивших французов удалось отловить недалеко от магазина Randoms. Сначала иностранцы уверяли, что их с кем-то перепутали. Потом, услышав, что за ними наблюдают камеры видеонаблюдения, сознаются, что гуляли по крыше, чтобы полюбоваться городом.

"Во-первых, вы могли упасть с высоты и разбиться. Во-вторых, вы находились на территории частной собственности. В-третьих, ваши действия попадают под статью хулиганство. В следующий раз за подобные нарушения на вас будет наложен штраф", — предупреждает французов полицейский. Те в ответ извиняются и обещают больше не хулиганить.

Foto: DELFI

После 02.00 улицы совсем пустеют. Кое-где спешат по домам загулявшие вампиры. Возле ресторанов и баров догорают в тыквах свечи. День всех святых в этом году выдался тихим.

"Наверное, сорвали мы вам впечатление своими рассказами о бродягах. Вы ехали посмотреть на праздник, а мы тут с бездомными. Хеллоуин приходит и уходит, а эти проблемы были, есть и остаются. И никуда от этого не денешься", — говорит М. Целмс.

На остановке возле подземного тоннеля на скамейке спит очередной бездомный: пожилой, с палочкой, в бесформенной ушанке, в грязных штанах, давно утративших свой первоначальный цвет.

"Дедушка, не спи. Поедем в приют. Ты замерзнешь" — предлагают ему полицейские.

"Нет. Мне и тут хорошо", — рефреном звучит в ответ.

У города, захваченного на один день тыквами и фальшивыми зомби, нет сил справиться с безнадежностью и реальностью, которая куда страшней выдуманного мира ужасов. Может быть, к следующему Хеллоуину что-то и изменится…

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!