Foto: PantherMedia/Scanpix
Латвия должна выплатить Юрию Холоденко 5000 евро компенсации морального ущерба за нарушение Европейской конвенции о правах и основных свободах человека, сообщили BNS в пресс-центре МИД.

Во вторник палата Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) объявила приговор по делу "Холоденко против Латвии", которым признала обоснованной поданную Холоденко 10 апреля 2007 года жалобу на нарушение в Латвии 3-й статьи Европейской конвенции о правах и основных свободах человека о запрете пыток, бесчеловечного и унижающего человеческое достоинство обращения и обязанности проведения эффективного расследования возможных случаев пыток.

Холоденко просил взыскать с Латвийского государства компенсацию причиненного ему морального ущерба в размере 100 тыс евро. Он пожаловался в ЕСПЧ на то, что в момент задержания и позднее в изоляторе временного содержания в полицейском участке в отношении него была применена несоразмерная физическая сила, нанесены телесные повреждения, а позднее не было обеспечено эффективное расследование обстоятельств инцидента.

ЕСПЧ отклонил возражения латвийского правительства о том, что Холоденко не исчерпал доступные ему внутренние средства правовой защиты, так как повторно не обратился в прокуратуру с обжалованием решения о прекращении уголовного процесса о возможном применении насилия полицией и не обратился в МВД с просьбой возместить ему ущерб.

ЕСПЧ указал, что в подобных случаях выделение материальной компенсации само по себе не является достаточным средством правовой защиты.

Рассмотрев жалобу Холоденко по существу, ЕСПЧ еще раз указал, что любое утверждение о плохом обращении должно быть основано на соответствующих доказательствах, и государство должно представить достаточно достоверные аргументы и документальные доказательства о причинах и обстоятельствах полученных травм, чтобы убедить суд, что конвенция не была нарушена.

При этом, если лицо пожаловалось на насилие, государство обязано провести всестороннее, тщательное и эффективное расследование.

ЕСПЧ согласился с аргументом правительства о том, что в момент задержания Холоденко вел себя агрессивно и воинственно, но подчеркнул, что Бюро внутренней безопасности Госполиции начало уголовный процесс не по обстоятельствам задержания Холоденко, а в связи с более поздниим событиями в полицейском участке.

ЕСПЧ констатировал, что Холоденко и сам признался, что в помещениях полицейского участка конфликтовал с полицейскими, однако свидетельства полицейских об обстоятельствах дела были противоречивыми, поэтому суд счел, что существует довольно большая вероятность того, что Холоденко своим поведением спровоцировал полицейских, но они должны были вести себя сдержаннее. Поэтому ЕСПЧ счел примененную против Холоденко физическую силу несоразмерной, и статью 3 конвенции — нарушенной.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!