История началась обыденно: семья из двоих взрослых и двоих детей отправилась в магазин Maxima (ул. А. Деглава, 67). Набрали полную тележку разной провизии и стали расплачиваться. Однако при выходе неожиданно сработала сигнализация… Дальнейшее стало серьезным испытанием для семьи — она стала жертвой вымогательства со стороны охранников. Рижский окружной суд недавно вынес такое решение по этому делу: экс-охранники получили по три года условно.
Итак, семь часов вечера, июнь 2004 года, супермаркет. На месте происшествия два охранника — Руслан Щемелев, 1978 г. р., и Вайрис Пойш, 1979 г. р. — появились довольно быстро. Специально указываем их возраст, чтобы подчеркнуть — это были молодые, полные сил и энергии люди, без явных комплексов и патологий.

"Пройдемте", — вежливо пригласил Щемелев нарушителей в служебную комнату для выяснения всех обстоятельств. Возражений не последовало — Ирина и Олег не чувствовали за собой никаких прегрешений.

А в служебном кабинете с блюстителями порядка произошла метаморфоза — они, что называется, распоясались. В грубой форме, с присовокуплением нецензурной брани они потребовали у задержанных, включая ребятишек, снять верхнюю одежду на предмет обыска. Всем пришлось повиноваться, чтобы рассеять, как полагали Ирина и Олег, недоразумение. Но в карманах курток у детей был обнаружен товар, не оплаченный в кассе: у Оли (12 лет) — два апельсина, а у Алеши (3 года) — две шоколадки.

Находка вызвала у охранников что-то похожее на ликование, несколько омраченное тем обстоятельством, что ничего более криминального обнаружить не удалось, несмотря даже на тщательное исследование содержимого сумочки, изъятой для проверки у Ирины.

"Что ж, придется написать объяснение", — предложил Щемелев. "Но я не знаю, о чем писать!" — пожала плечами Ирина. "Ничего, я продиктую", — успокоил ее охранник. По его мнению, произошел именно тот случай, когда родители используют для кражи своих детей, что уже не раз имело место в их магазине. "Цыганский синдром", — поддержал коллегу Пойш.

"Ничего мы писать не будем, — заявил глава семьи. — Что можно требовать от ребятишек? Они сами не знают, что делают". Щемелев пригрозил, что вызовет полицию, и тогда всем несдобровать. И вообще таким родителям самое место в тюрьме, девочку нужно отправить в колонию для несовершеннолетних, а ее фотографию послать в школу, где она учится, чтобы все узнали, что она воровка. Ну а мальчика нужно отдать в детский дом…

Дети залились слезами от такой перспективы. Третьему охраннику, который сидел за монитором у пульта наблюдения, пришлось их вывести из служебного помещения, чтобы они не мешали разбирательству.

"Можно, впрочем, договориться", — неожиданно смягчил свою неприступную позицию Щемелев. Для этого, по его словам, требовалось, чтобы непутевые родители, осознав свою вину, до полуночи принесли в магазин 150 латов. А чтобы у них не появился соблазн для обмана, их сфотографируют и возьмут в залог 20 латов, обнаруженных в кошельке Олега Л., его водительское удостоверение, а также их мобильники — "Нокиа" стоимостью 25 латов и "Самсунг-124" стоимостью 20 латов.

Олег с Ириной были согласны на все. Фотографируя, их заставили улыбнуться — в знак того, что сделка произошла по обоюдному согласию.

Насчет того, что сумма выкупа является чрезмерной, охранников убедить не удалось, но они согласились на отсрочку до 19 часов 22 июня. Олег принес недостающие 130 латов точно к назначенному сроку. Возвращая мобильники и права, его заставили расписаться в акте за якобы испорченный товар, за который они с Ириной полностью рассчитались, но который остался в магазине… На этом месте в служебное помещение вошли сотрудники полиции.

Дальнейшее — понятно. Началось следствие, после чего дело ушло в суд.

Приговор, который недавно вынесла коллегия Рижского окружного суда, был таким: Щемелев и Пойш признаны виновными в вымогательстве. За это каждый получил три года лишения свободы условно. Процесс прошел быстро — улики были налицо, подсудимые во всем сознались, поэтому судебное разбирательство было проведено "без исследования доказательств".

Отметим, что Щемелев и Пойш вполне могут вернуться к прежней работе. В характеристиках с работы их хвалили, а людей в охране, как известно, везде не хватает.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!