Цены этого лета: толстая золотая цепь с пробой — за каких-то 40 Ls; дорогие швейцарские часы — за 50; только что украденный из витрины ювелирного магазина перстень с камнем — за 20… Вот краткий перечень товаров, которые предлагают мошенники рижанам и гостям столицы. Ниже — полный список всех их "легенд" и приемов.
И все-таки для начала небольшое отступление. Летом в центре Риги сложно пройти без того, чтобы вас по дороге не попытались "развести". Старушки и дети, которые просят на хлеб где угодно, но не у продуктовых магазинов (там им могут, чего доброго, и в самом деле хлеба купить). Активисты студенческой организации, собирающие деньги на борьбу с наркоманией (деньги уйдут в секту мунистов)… К счастью, этот бизнес эксплуатирует лучшие стороны человеческого характера: доброту и сострадание. Так что больших потерь не будет. В худшем случае вы зря отдадите пару латов.

С продавцами удивительно дешевых статусных вещей — от колец до одежды и от часов до цепей — все иначе. Они эксплуатируют худшие стороны покупательской натуры. В частности, тягу к халяве. А значит, их жертвы и потеряют не в пример больше.

Учтем еще вот что: перечисленных ниже персонажей вы можете встретить в городе в любой день. Рига — не слишком большой город, так что "все друг друга знают". А примелькавшихся личностей — в особенности. Итак, знакомьтесь. Пригодится.

№ 1. Литовец после загула

Время операции — середина дня, желательно выходного. Место — любое из полупустых рижских кафе либо окрестности автовокзала. Жертвы — как правило, интеллигентные мужчины средних лет, стесненные в средствах, но не без амбиций. В описанном случае жертвой стал известный в узких кругах музыкальный критик Н.

Диспозиция: крупный мужчина в приличном костюме и с большим "Ролексом" на запястье потерянно сидит в кафе и мешает ложечкой кофе. При появлении подходящего объекта застенчиво просит угостить сигаретой. Попутно поясняет, что обычно он свои курит, но сегодня просто денег нет… Далее следует такой монолог (возможны вариации):

- Представляешь, такая история. Сам-то я из Литвы. Своя фирма, йогуртами торгуем. Вот приезжал вчера с ребятами из… (называется сеть супермаркетов), контракт подписали на поставку йогуртов. Вот и с Кястутисом… (называется литовская фамилия) общались. А потом немножко перехватил… Ночной клуб, то-се. Какие-то девчонки прицепились, с кем-то пил… В общем, развели меня, как последнего лоха. Хорошо хоть часы сберег и паспорт. Но как теперь до дома доберусь — непонятно. Мобильник забрали, да сегодня вообще никого нет ни дома, ни в фирме. Звонить некому. На улице ночевать, что ли… (После паузы.) Слушай, друг. Может, ты мои часы купишь? Они не новые, правда, но в прошлом году я их за 500 евро покупал. Тебе отдам за сто. Или даже за семьдесят. Сколько это в ваших латах? Сорок? Купи, поможешь, а?

После этого музыкальный критик бежит одалживать деньги у знакомых, а литовский бизнесмен смирно ждет его в кафе. Следует обмен денег на часы. Покупатель, конечно, немного смущается: он же интеллигентный человек, а тут приходится использовать чужие затрудненные обстоятельства… Но литовец искренне благодарит ("ну, ты меня спас"), машет на часы рукой ("я себе еще таких десять пар куплю") и бежит на ближайший автобус до Каунаса.

Развязка: кто-нибудь чуть более приближенный к жизни, чем музыкальный критик, скажем, приятель-шофер или знакомая барменша — сообщают счастливому обладателю "Ролекса", что аналогичный товар продается на рынке по 4 лата за пару.

№ 2. "Болгары" отстали от группы

Вариант сегодня не столь популярный, как еще пару лет назад. Но все-таки встречающийся. Время и место — улицы Старой Риги, либо набережная в любое время суток. Объекты — любые прохожие, выглядящие более-менее денежно.

Диспозиция: двое или трое смуглых людей (как правило, молодой и в годах) останавливают идущего мимо рижанина. С акцентом, заставляющим вспомнить скорее отечественных цыган, они представляются болгарскими туристами, отставшими от группы без копейки денег (мастерский штрих: они могут вам пожаловаться, что их только что обманули… цыгане). Спрашивают дорогу до какой-нибудь из юрмальских гостиниц. Немедленно ужасаются тому, как это далеко и… просят пару латов на проезд.

В случае отказа младший "болгарин" в отчаянии срывает с себя толстую золотую цепь, демонстрирует совершенно настоящую пробу на одном из звеньев и кричит: "Сто долларов!" После небольшого торга они получают 25- 30 латов, а прохожему достается цепь.

Развязка: очень скоро приобретателя берут сомнения. Он спешит в "ювелирку", где ему объясняют: цепь — пластмассовая, со свинцом или железом внутри, покрытая позолотой. "Ну а проба?!" — "А проба настоящая. Цыгане это давно практикуют: вынимают из настоящих золотых цепочек звенья с пробой и монтируют их в пластмассовые…"

Возможен вариант: вместо цепи вам продадут тряпье из гуманитарной помощи — запаянное в пакетик как новое.

№ 3. "На взятку для папы"/"Только что украденное"

Две следующие схемы отличаются друг от друга, по сути, только "легендами". В остальном все одинаково. К иностранным туристам и местным подходит невысокий цыганский паренек в кепке и предлагает либо те же часы, либо перстни с каменьями.

Иностранным туристам не объясняют ничего: сами купятся, особенно немцы и скандинавы. Что касается соотечественников, то для них заготовлено ровно две "легенды".

Первая: "Слушай, купи кольцо, только очень быстро. Только что из витрины вынул в ювелирном, в ломбард боюсь нести. Меня же там запалят сразу… Купи, а? Дешево отдам совсем, мне все равно нигде больше не заплатят". Начальная цена, скорее всего, будет та же: сто долларов. Если вам не лень поторговаться, она упадет до пятнадцати.

Вторая легенда: "У меня батю менты взяли, надо срочно на взятку, чтоб выпустили. Вот часы, полгода только проносил… Сто долларов".

Что любопытно: поддельные часы, в принципе, далеко не обязательно полная дешевка. В более дорогих вариантах они могут быть и по-настоящему золотыми, и с камнями. Секрет дешевизны тут заключается в механизме, который по стандартам, конечно, далеко отстает от оригинальных швейцарских марок (подпольные фабрики поддельных часов вроде накрытой недавно в Латгалии работают именно таким образом). Другое дело, что в таких случаях и цена не может быть сорок латов, и продавец честно предупреждает о секрете относительной дешевизны.

№ 5. "Сестра прислала из Америки"

И, наконец, вариант светский. Распространением фальшивых драгоценностей может заниматься вовсе не представитель цыганской общины и не профессиональный мошенник. Напротив, это может быть вполне примелькавшийся, активно тусующийся среди "чистой" публики и даже почтенный человек.

В частности, как рассказали "Часу" потерпевшие, по кафе Старой Риги в последнее время довольно активно работает некто С. — архитектор и художник. Он относительно дешево предлагает знакомым завсегдатаям и работникам кафе серебряные украшения, опять-таки с камнями, которые ему прислала из США двоюродная сестра.

В связи с этим сообщаем: С., конечно, человек уважаемый, вдобавок не чуждый искусства. Но серебро у него на самом деле мельхиор, а камни — стеклянные.

Правовой аспект: а ты не зарься…

Что любопытно, с точки зрения закона привлечь перечисленных выше махинаторов к ответственности практически невозможно. Ибо: статью "спекуляция" из латвийского Уголовного закона изъяли достаточно давно (иначе по ней можно было бы привлечь слишком большую часть торгового сектора). А формально эти персонажи (литовец в костюме, цыган в кепочке, архитектор с бородой и другие) занимаются не более чем продажей бижутерии. На что, кстати, имеют полное право. Так что лучше просто не покупаться…

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!