Foto: DELFI
Туристическая полиция — это самостоятельный отдел Рижской муниципальной полиции, который был сформирован в 2009 году. В основные задачи отдела входит обеспечение безопасности гостей столицы, предоставление квалифицированной помощи в случаях незаконных действий, а также применение профилактических мер с целью информировать приезжих об установленных в городе правилах.

Консумация, мошенничество, таксисты, велорикши, гостиницы — это лишь малая часть того, за чем следят специалисты туристической полиции. Сотрудники этого отдела ведут все делопроизводство, связанное с любым правонарушением, когда турист является пострадавшим, очевидцем или нарушителем. Несмотря на специфику работы отдела, сотрудники Туристической полиции берут на себя и простые вызовы, тем самым помогая своим коллегам поддерживать общий порядок в городе.


Foto: DELFI

Границы патрулирования в этот раз составили окрестности Кипсалы, Набережной 11 ноября, Старого города, Тихого центра, моста Браса и моста ВЭФ, а также всю область ул. Пернавас до перекрестка с ул. Чака. Вечер начался с объезда запланированного маршрута, и первой точкой оказался район Кипсалы.

"В декабре 2014 года в этой местности были найдены тела двух женщин, которых убил некий 18-летний юноша. Скажите, насколько здесь высок уровень преступности, и как часто вы получаете вызовы?" — спрашивает репортер Delfi.

"Честно говоря, за последние два года на Кипсале ничего особо криминального не случалось. Район как район. Но если говорить о других местах в центре Риги, то наблюдается некий спад активности, связанной с правонарушениями — даже летом драк стало меньше, несмотря на то что город пользуется большой популярностью среди европейских туристов, любящих хорошенько отметить мальчишники или корпоративы. Всего несколько лет назад экипаж только и делал, что успевал от одного вызова к другому", — отвечает полицейский Андрей, — "может, люди стали сдержаннее, а может, и полиция работает лучше".

Осмотрев Кипсалу, экипаж двинулся в эпицентр ночной жизни — Старый город. На часах около 20:30, и народ уже начал стягиваться в питейные заведения, чтобы наконец-то встретиться с друзьями и отпраздновать конец рабочей недели.

"Какие места наиболее проблемные в Старой Риге? Наверняка имеются такие заведения, где регулярно происходят потасовки", — интересуется репортер.

"Есть, конечно. Так называемый "бермудский треугольник" — перекресток улиц Грециниеку, Марсталю и Аудею, где располагаются бары Klondaika, Funny Fox и Latvijas 1. Rokkafejnīca. Видимо, из-за того, что в одном месте сконцентрировано столько заведений, у людей после нескольких "шотов" пробуждается стадный инстинкт — они смотрят, как ведут себя другие и думают, что на их фоне не будут выделяться, поэтому решают ничем себя не ограничивать и пускаются во все тяжкие", — рассказывает полицейский. — "Но не стоит забывать, что Старая Рига — это в первую очередь культурное наследие, и я считаю, что подобные шумные заведения должны находиться подальше отсюда"

Foto: DELFI

В 20.40 на рацию полицейского экипажа поcтупает сообщение с бульвара Аспазияс: на улице подобрали женщину средних лет в состоянии сильного алкогольного опьянения. К моменту приезда патрульных пострадавшую передали бригаде "скорой": после досмотра выясняется, что никаких телесных повреждений или опасных для здоровья травм у нее нет. Дальше ей занимаются сотрудники РМП.

Судя по внешнему опрятному виду, это не опустившаяся маргиналка или выпивоха со стажем. Полицейские проводят с ней беседу и узнают, что в жизни женщины произошла какая-то сложная история, которую она решили "утопить" в бокале. После того, как работники РМП проверили у нее личные данные, принимается решение отвезти ее домой на Юглу.

"Обязанность полицейского не только соблюдать закон, но и индивидуально подходить к каждому случаю. Очень немаловажен в этом человеческий фактор. В данном случае у нас есть обычная женщина, которая просто не рассчитала свои силы. В больницу ее везти не надо, оставлять в беспомощном положении в центре города тоже. Она не бродяга, у нее есть нормальный дом. Поэтому мы просто доставим ее по фактическому месту проживания. Зачастую, для таких людей большим наказанием будет не штраф, а то, что их в таком виде могли увидеть близкие или соседи. И вот это чувство стыда в дальнейшем убережет их от повторения подобных поступков", — объясняет полицейский Андрей."

"А у вас есть "постоянные клиенты", которых приходится подбирать и отвозить в приюты или по домам с завидной регулярностью?" — интересуемся мы у полицейских.

"Всякое бывает. Многие воспринимают нас в качестве бесплатного такси: дескать, вот лежу такой тут в центре города, мимо же не пройдут. Был у нас такой бомж, которого за внешнее сходство с вождем мирового пролетариата мы звали "Лениным". Так он только так и делал: напьется, ляжет под камеры видеонаблюдения и ждет, когда мы приедем и отвезем его в приют. Колоритный был персонаж, сейчас давно уж не видно",— поясняет наш спутник.

Foto: DELFI

…Мы снова возвращаемся в Вецригу. Экипаж миновал "бермуды" и поехал в сторону Площади стрелков. "Для такси здесь удобное место, чтобы подбирать клиентов, но стоять можно только с включенным счетчиком. Водители редко придерживаются этого правила, поэтому мы вынуждены об этом частенько напоминать.

Вообще, таксисты — интересный народ. В 99% случаев они прекрасно знают, что можно делать, а что нельзя, но иногда любят строить целые спектакли и "включать дурачка". В целом, проблем с таксистами в Старой Риге практически не бывает, исключение — "новички", приехавшие из глубинки в надежде подзаработать. Заламывают цены для туристов, стоят где-попало — вот и приходится с ними разбираться",— рассказывает сотрудник полиции.

Не успел наш экипаж сообщить о нарушении по громкоговорителю, как таксист сам неспешно тронулся с места и поехал дальше; этакая игра в пастуха и овечек. Эта игра продолжается всю ночь, нередко одного и того же нерадивого таксиста можно встретить по пять-шесть раз за одно дежурство.

Еще один бич не только центра, но и любого другого района Риги — это водители, бросающие свои машины, как душа ляжет. Вот и и на этот раз одного такого засекаем на бульваре Аспазияс, рядом с Оперой: внедорожник стоит далеко от края бордюра. Назвать то, что мы видим, параллельной парковкой, ну никак нельзя: машина мешает проезжающим мимо автомобилям, так что им приходится выезжать на трамвайные рельсы. Итог фривольной парковки — "горчичник" на сумму 30 евро.

Foto: DELFI

Ближе к 23.00 поступает сигнал с ул. Бруниниеку: местные жители недовольны соседством с рестораном, откуда доносится громкая музыка.

Приезжаем по указанному адресу. В зале около двух десятков отдыхающих, все сидят за столами и отдыхают. Ни драк, ни шума, ни грохочущей музыки. То ли еще до приезда полицейских убавили громкость, то ли просто соседи излишне чувствительны к децибелам.

"В данном случае мы можем только провести разъяснительную беседу с сотрудниками ресторана. Замерять децибелы тут даже нет смысла, потому что и так понятно, что музыка не играла слишком громко", — поясняет полицейский .

Снова вызов, на этот раз с тихой улочки Маза Музею в Вецриге. Долго плутаем по кварталу в поисках подъезда с указанным кодом. Находим, поднимаемся на последний этаж. Прямо на лестничной клетке ко сну расположился долговязый мужчина, говорящий на странном языке. Прислушиваемся и понимаем, что он говорит на смеси литовского и русского.

"Кому я тут мешаю? Я тихонько пришел, лег, сплю. У меня с утра автобус в Вильнюс. Так получилось, что не уехал и задержался. Куда мне теперь податься? На отель денег нет. Мы же с вами братья, латыши!" — пытается уговорить литовец полицейских.

Однако после проверки документов ему приходится покинуть подъезд. Мужчина спешно собирает свои пожитки и понуро выходит из подъезда, по пути повторяя, что ничего плохого делать он не собирался. Полицейские предлагают иностранцу переночевать в приюте, однако он категорически отказывается. Литовец выходит на улицу и растворяется в потемках подворотен …

Консумация навсегда или спрос рождает предложение

Foto: DELFI

… А мы тем временем возвращаемся к патрулированию на ул. Калькю, где некоторое время назад процветала консумация. Консумация — бич всех времен. Кто не знает, этот термин означает стимулирование спроса на услуги посетителей ночных клубов и других увеселительных заведений. Иными словами — развод на деньги. Консумацией зачастую занимаются девушки, которые побуждают легковерных мужчин покупать дорогие напитки и еду. Мошенницы за это получают от заведения свой процент от суммы счета, а гость, одурманенный красотой девушки и ее доступностью, в свою очередь надеется на продолжение вечера в более уединенной обстановке. Однако до этого, как правило, не доходит, и жертва обмана с грустной душой и пустым кошельком уходит.

"Не секрет, что консумация все время была весьма распространенным видом заработка. Интересно, как с этим обстоят дела сейчас? Как вы констатируете правонарушение? Проводите спецоперации, засылаете шпионов?" — спрашивает репортер DELFI.

"Вроде число случаев уменьшилось, но нельзя сказать наверняка — многие жертвы могут просто постесняться написать заявление в полицию. Что касается констатации нарушений, то все зависит от специфики задания, которое было дано нашим управлением. Если оно несет профилактический характер (т.е. напомнить о себе и спугнуть), то эти заведения вносятся в список объектов для наблюдения, и мы в служебной одежде заходим и оцениваем обстановку. Если же задание на выявление, то разрабатывается план — нас уже могут послать в гражданском", — рассказывает полицейский Туристического отдела.

"Были ли какие-нибудь особенные случаи из практики, которые вам запомнились?", — интересуется репортер. "Помню, мужчину заперли в заведении и не выпускали, требуя оплатить счет на четырехзначную сумму. Жертва консумации, оплачивая счет, тем самым соглашается с выписанной в чеке суммой. Хорошо, что у мужчины не оказалось возможности оплатить, ведь если бы он поступил иначе, доказать что-либо было бы намного сложнее".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!