Фото: Reuters/Scanpix
Взяв паузу в процессе дальнейшего расширения ЕС, руководство альянса пытается сохранить свое влияние на постсоветском пространстве за счет либерализации визового режима. В начале октября в Брюсселе вышли на финишную прямую переговоры об отмене виз для граждан Украины и Грузии. DELFI рассказывает, что означает это решение для Евросоюза и к каким политическим и экономическим последствиям оно может привести.


Фото: AFP/Scanpix

Будущий безвизовый режим между Украиной и ЕС вдохновлял многотысячных участников протестов на Майдане, став одним из главных символов процесса евроинтеграции страны. В 2014 году руководство страны подписало Соглашение об ассоциации с ЕС. Переговоры между Киевом и Брюсселем продолжались в течение трех лет.

Основные политические требования со стороны еврочиновников касались вопросов борьбы с коррупцией. Представители ЕС на разных уровнях также неоднократно давали понять, что для безвизового режима Украине необходимо полностью восстановить контроль над государственной границей, в том числе в мятежных регионах. Только 20 апреля 2016 года Еврокомиссия официально обратилась к Европарламенту и Совету ЕС с законодательным предложением отменить визовый режим для украинцев, заявив, что все необходимые условия Киев выполнил. Анонсировалось, что окончательное решение будет принято в течение месяца. Однако вопрос до сих обсуждается в Европарламенте. Законопроект выдержал голосование на профильном Комитете по гражданским правам, но в повестке пленарного заседания, которое состоится в конце октября в Страсбурге, его по-прежнему нет.

Для Грузии активное движение к безвизовому режиму началось еще в 2012 году. В обмен на либерализацию виз Брюссель потребовал от Тбилиси проведения реформ в различных сферах: контроль над границей, миграция, права человека, общественный порядок и безопасность. Как и в случае с Украиной, дата принятия решения несколько раз переносилась. Весной этого года Еврокомиссия объявила, что Грузия выполнила все формальности и новый порядок пересечения границ заработает уже летом. В Тбилиси уже накрывали столы для банкета. Однако на июньском заседании Комитета постоянных представителей стран ЕС Германия, Франция и Италия неожиданно выступили против. И лишь 5 октября Совет ЕС согласовал либерализацию визового режима для Грузии. Но точной даты, когда новый порядок вступит в силу, до сих пор не установлено. Планируется, что отмена виз состоится только после того, как будет введен новый европейский механизм приостановки безвизовых режимов.

Следует добавить, что сама Грузия отменила визы для граждан ЕС еще в 2006 году, а Украина — годом ранее.


Фото: AP/Scanpix
Прежде всего, гражданам Грузии и Украины нужно будет обзавестись биометрическими паспортами — это непременное условие. Отмена виз касается всех стран Шенгенской зоны. Кроме того, украинцы и грузины смогут свободно въезжать на территорию четырех государств, не входящих в ЕС, — Исландию, Норвегию, Швейцарию и Лихтенштейн. Входящие в ЕС, но не присоединившиеся к Шенгену Ирландия и Великобритания по-прежнему смогут требовать визы.

Въезд на льготных условиях будет разрешен на 90 дней в течение каждого полугодия. Еврокомиссия напоминает, что целью поездки могут быть только туризм, бизнес и семейные обстоятельства. Безвизовый режим не предусматривает права на работу в ЕС.

К гражданам Украины и Грузии при въезде в Шенгенскую зону могут применяться специальные меры таможенного контроля: помимо биометрического паспорта у них могут потребовать приглашение (если это деловая поездка), обратный билет, бронь в гостинице, медицинскую страховку, подтверждение материальной состоятельности (наличие минимальных денежных средств) и т.п.


Фото: AFP/Scanpix
В официальных сообщениях Еврокомиссии невозможно найти детального анализа политических и экономических последствий ожидаемой визовой реформы. Неофициально называются четыре основные причины, почему Евросоюз под разными предлогами затягивает решение вопроса.

Мотивирование. Для Брюсселя сегодня обещание отменить визы является действенным способом как-то влиять на поведение политических элит Грузии и Украины. Например, в случае с Киевом безвизовый режим негласно признается одним из дополнительных стимулов, чтобы побудить Украину выполнять Минские соглашения. К тому же из многочисленных заявлений европейских и американских политических деятелей можно понять, что на практике прогресс Украины и Грузии в борьбе с коррупцией, мягко говоря, остается весьма скромным. Значит, спешить некуда.

Гастарбайтеры. Хотя обсуждаемые условия безвизового режима не предусматривают для путешественников возможности трудоустройства, вероятность притока в Европу нелегальной рабочей силы, безусловно, тревожит руководство стран ЕС. Средняя зарплата в Грузии в начале 2016 года составляла примерно 320 евро в месяц "на руки", в Украине — 160 евро, а в среднем по ЕС — 1500 евро. По данным опроса маркетинговой компании TNS, 65% украинцев хотели бы уехать из страны. Всего год назад к эмиграции были готовы лишь 42% жителей страны, пишет сайт Голос.Ua. С 1 января 2015 года в Украине выдано уже около 1,3 млн биометрических паспортов, пишет BBC.

Возврат нелегалов. У Евросоюза нет уверенности, что действующая система возврата пойманных нелегалов будет эффективна в случае Украины или Грузии. Поэтому в Брюсселе принято решение срочно разработать новые правила, которые позволят оперативно "наказывать" те государства, которые не захотят/не смогут оперативно забирать назад своих граждан. Предполагается, что новый механизм, разработанный Еврокомиссией, будет запущен одновременно с либерализацией визового режима. Другая возможность ограничивать поток путешественников — предварительная он-лайн регистрация, введение которой активно лоббируется в Брюсселе. За образец, скорее всего, возьмут американскую модель. Ее суть проста: если вам не нужна виза в США, то все равно перед поездкой требуется заполнить специальную анкету в интернете и заплатить пошлину 14 долларов. По информации EuroActiv, в Брюсселе сейчас обсуждают, сколько можно будет заработать на этой услуге: например, при цене в 13 евро в бюджет ЕС ежегодно будет поступать дополнительно 500 млн евро. Однако упоминается и сумма в 50 евро, что увеличило бы доходы союза к 2020 году сразу на 2 млрд евро.

Турецкий фактор. Переговоры с Евросоюзом уже давно ведет и Турция. Анкара хочет получить безвизовый режим в обмен на решение проблемы беженцев. Судя по всему, терпение президента Реджепа Эрдогана на пределе: если Украина и Грузия получат льготный режим раньше Турции, то Анкара может вновь "приоткрыть" турецко-греческую границу для тех, кто стремится попасть в богатые западные страны. Эта перспектива не радует правых европейских политиков, не говоря уже об их избирателях.

Во-первых, Брюссель никак не хочет утратить доверие жителей восточной периферии Евросоюза. В постмайданной Украине население успело устать от войны и экономических неурядиц; элиты должны предъявить людям какие-то успехи на пути евроинтеграции. Аналогичные процессы наблюдаются и в Грузии. На состоявшихся 8 октября парламентских выборах в стране большую поддержку электората вновь получили противники Саакашвили, которых упорно подозревают в тайных прокремлевских симпатиях.

Во-вторых, ЕС хочет обозначить свое присутствие и влияние на постсоветском пространстве, в том числе на фоне резкого ухудшения отношений с Россией из-за Сирии и Украины.

Так что, несмотря на все имеющиеся у Европы опасения, безвизовый режим — пусть с оговорками — Украина и Грузия получат уже в ближайшее время.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !