Foto: AFP/Scanpix
Первая сессия Европарламента, прошедшая на прошлой неделе в Страсбурге, произвела сильное впечатление на евродепутатов из Латвии. По заверению самих политиков, дебютировали они успешно, к новому статусу привыкли быстро. Тем не менее, судя по отзывам, некоторые психологические и организационные трудности еще имеются.

Атмосфера на любителя

"Европарламент ничем не отличается от нашего Сейма. Только фракции здесь больше", — поделился первыми наблюдениями евродепутат Александр Мирский (Центр согласия). По словам политика, ему в Страсбурге понравилось все. Но особенно атмосфера. "У нас в Латвии обычно приходишь в парламент и ждешь, что тебе или подножку подставят, или начнут про тебя гадости писать. Здесь же все настроены очень дружелюбно", — рассказал Мирский порталу Delfi.

А вот его коллега по объединению, также новобранец Европарламента Альфред Рубикс прелести обстановки не оценил. "Я понимал, что здесь все определяют большие по численности страны, представляющие интересы крупной буржуазии. Но я не предполагал, что настолько", — признался Рубикс в беседе с Delfi. По его мнению, при избрании председателя Европарламента большие фракции "заранее обо всем договорились", так что остальные могли своих кандидатов даже не выставлять. "К сожалению, я убедился, что эта институция представляет интересы только крупных капиталов, а не рабочего человека", — с разочарованием констатировал евродепутат.

Мирский займется Россией

Неприятно поразило ветерана латвийской политики и отсутствие в Страсбурге строгой дисциплины. "Вчера, когда обсуждался важный вопрос о положении дел в Гондурасе, в зале находилось только 27 человек, хотя народных избранников Европы должно было быть 736. Это меня покоробило", — пристыдил новых коллег Рубикс.

Сам Альфред Петрович обещает исправно посещать все сессии и заседания комитетов, которых у него сразу два — по сельскому хозяйству и по вопросам транспорта. Впрочем, серьезную конкуренцию ему может составить Татьяна Жданок (ЗаПЧЕЛ). На ее счету тоже два комитета, и до сих пор именно она считалась самым дисциплинированным среди латвийских евродепутатов.

"Попасть в желаемый комитет оказалось намного сложнее, чем я думал", — признался интервью Delfi еще один дебютант Европарламента, представитель партии Jaunais laiks Кришьянис Кариньш. Впрочем, и ему, и всем остальным латвийским делегатам в итоге удалось войти в составы нужных для себя комиссий. Некоторые ради интересов государства даже решили временно отказаться от привычных для себя амплуа. Так, экс-министр иностранных дел Сандра Калниете ("Гражданский союз") по собственной инициативе стала членом Комитета по внутреннему рынку и защите прав потребителей. "Это чужая для меня отрасль, многое придется изучать с нуля, но для экономики Латвии сейчас это очень важно", — пояснила свою мотивацию г-жа Калниете. Очевидно, по этой же причине в Бюджетный комитет Европарламента записался и экс-премьер Ивар Годманис (ЛПП/ЛЦ). В свою очередь Александр Мирский для проявления своей политической активности избрал Комитет по внешней политике. "Буду работать, чтобы ЕС и Россия стали ближе друг к другу", — пообещал парламентарий.

Дружбы не будет?

Несмотря на острую конкуренцию на предвыборном этапе, оказавшись в Страсбурге, представители латвийских правых сил сразу попытались договориться о некой форме партнерства. "Мы будем координировать свои действия", — рассказал Кришьянис Кариньш.

На левом фланге каждый собирается играть сам за себя. "Мирский для меня персона нон-грата, то же самое, что его фамилия, если изменить две буквы", — заявила Татьяна Жданок. Сам Александр Мирский с соотечественницей здороваться не хочет: "Я не буду общаться со Жданок, пока она не прекратит распространять ложь о Центре Согласия и конкретно обо мне". В отношении Альфреда Петровича личных предубеждений вроде бы ни у кого нет (Жданок в свое время предлагала ему идти на выборы единым списком, Мирский "пьет с ним кофе"), но и необходимости более тесного сотрудничества никто не видит.

Впрочем, помимо политических вопросов евродепутатам в первую очередь придется разобраться с организационными. Помещения для своих офисов политики уже получили. Но теперь нужно сформировать бюро и обустроить быт. Татьяна Жданок планирует сохранить свою прежнюю команду ассистентов в Брюсселе, при этом расширив представительства по Латвии. Альфред Рубикс заявил, что процесс подбора кадров он отложит до осени. В свою очередь Мирский сейчас активно занят поиском жилья. Во время наездов в Страсбург политик собирается ночевать в гостинице, а вот в Брюсселе, куда придется летать чаще, он намерен апартаменты арендовать. "Я не хочу ездить в Европарламент на такси, поэтому ищу что-нибудь поближе к работе. Чтобы минут пять пешком", — пояснил Мирский.

Справка

Ежемесячный оклад евродепутата составляет 7000 евро в месяц. Дополнительно ему полагается ряд доплат:

  • 200 000 евро в год на содержание бюро в Брюсселе, Страсбурге или на родине (контроль использования этих средств фактически не производится);
  • командировочные — 287 евро за каждый день, проведенный в Брюсселе и Страсбурге (счета и отчеты представлять не надо).
  • компенсация всех транспортных расходов (по факту заполнения деклараций и предоставления билетов);
  • бесплатные языковые курсы,
  • бесплатный полис страхования.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!