Foto: Reuters/Scanpix
В пятницу, 16 сентября, в Братиславе состоится неофициальный саммит лидеров стран ЕС. По замыслу организаторов, мероприятие должно продемонстрировать сплоченность и жизнеспособность европейского политического проекта, несмотря на решение Великобритании уйти из него. Однако реальность может внести серьезные коррективы в этот сценарий. События последних недель высветили наличие серьезных конфликтов внутри ЕС, некоторые из которых могут оказаться непреодолимыми.

Традиционное деление Европы на Западную и Восточную ("Старую" и "Новую") в условиях многообразия нынешних кризисов становится слишком примитивным. Структура современного ЕС напоминает карту тектонических разломов, где ярко выражены пять сейсмически активных зон.

Вышеградская группа. Региональное объединение четырех стран Центральной Европы — Чехии, Польши, Венгрии и Словакии. Их объединяет нелюбовь к мигрантам (Венгрия и Словакия оспаривают законность решения Еврокомиссии о распределении беженцев по странам ЕС на основании системы квот), брюссельскому диктату и любым попыткам федерализации альянса. При этом страны Вышеградской группы готовы поддержать идею создания единой европейской армии, которую сейчас активно продвигают Германия и Франция, но при условии, что одной из главных задач военного формирования будет защита внешних границ от притока беженцев. На саммите в Братиславе Вышеградская группа обещает представить свой проект реформы ЕС. Как можно понять из заявлений лидеров четырех стран, он будет заметно отличаться от предложений Еврокомиссии и стран-основательниц организации (премьер-министр Виктор Орбан предлагает уменьшить полномочия Еврокомиссии, премьер Польши Беата Шидло считает необходимым повысить роль национальных парламентов).

Натовцы/антинатовцы. Возникновение в повестке Евросоюза вопроса о военной интеграции альянса сразу вычленило из общей группы троих идеологических отщепенцев — Латвию, Литву и Эстонию. Как сообщила на днях президент Литвы Даля Грибаускайте, страны Балтии заблокируют идею европейской армии, если она будет дублировать функции НАТО. Нетрудно предположить, что ослабление роли НАТО в регионе для упомянутых трех государств будет означать, в первую очередь, необходимость пересмотреть свою позицию в отношении России, поскольку защита восточной границы вряд ли окажется главным приоритетом в политике безопасности ЕС. Как уже сообщал DELFI, под руководством Верховного представителя ЕС по внешней политике Федерики Могерини разработан проект новой внешнеполитической стратегии ЕС. В отличие от предыдущих подобных документов в этот раз отношения с Россией представлены как "стратегический вызов", а не "основная угроза". При этом, самой российской проблематике уделена лишь одна из пятидесяти шести страниц документа.

Впрочем, против идеи европейской армии могут взбунтоваться и страны, которые до сих пор предпочитали сохранять военный нейтралитет. Шесть из 28 государств никогда не были членами НАТО (Австрия, Ирландия, Кипр, Мальта, Финляндия, Швеция). Создание внутри ЕС аналога трансатлантической организации будет означать для всех стран ЕС увеличение расходов (стартовый бюджет проекта на 2017-2019 гг. может составить 90 млн евро), а также дополнительное усиление политического влияния Франции и Германии, под патронажем которых военная интеграция должна происходить.

Средиземноморский клуб. За неделю до Братиславского саммита в Афинах прошла неформальная встреча лидеров семи стран Средиземноморья — Греции, Франции, Италии, Испании, Кипра и Мальты. Поводом для сбора "Средиземноморского клуба" (европейские СМИ окрестили мероприятие как Club Med, то есть сокращенное от Club Mediterranean) была выработка общей позиции по вопросу миграционного кризиса, от которого южане страдают больше всего. К тому же, "семерка" хочет пересмотреть экономические установки альянса – упомянутые страны традиционно испытывают сложности с выполнением евросоюзных требований о лимитах бюджетных дефицитов и высокую безработицу (особенно, среди молодежи). Предполагается, что в Братиславе "Средиземноморский клуб" потребует от ЕС увеличить расходы на охрану внешних границ, активизировать переговоры с Турцией по сделке о сдерживании миграционных потоков и максимально ускорить реализацию принятого год назад плана по распределению беженцев по территории ЕС (пока он выполнен только на 3%).

Европейские диверсанты. Представители этой группы европейской политической элиты в Братиславу формально не приглашены, но думать и говорить о них будут постоянно. Речь идет о лидерах многочисленных ультраправых партий, которые стремительно набирают популярность в Европе. Самую большую угрозу формально сейчас представляет руководитель оппозиционной французской партии "Национальный фронт" Марин Ле Пен, которая обещает в случае своей победы на президентских выборах организовать референдум по вопросу выхода Франции из Евросоюза. Другая потенциальная угроза европейскому проекту — набирающие влияние итальянские евроскептики из "Движения пяти звезд". Цель их программы - устроить референдум о выходе Италии из еврозоны. Об остальных последователях идеи развала Евросоюза DELFI писал здесь.

Балтийское братство. Тема отношений ЕС и России не будет заглавной на пятничном саммите, но в контексте обсуждения судьбы Европы к ней, безусловно, будут обращаться. Как сообщал DELFI, на уровне ЕС уже проходят неофициальные переговоры о возможности смягчения антироссийских санкций. Самое активное сопротивление такому решению пока оказывают страны Балтии. Впрочем, и этот, казалось бы, монолитный блок при желании можно дробить. Международные обозревали не оставили без внимания тот факт, что канцлер Германии Ангела Меркель в свою программу политических гастролей, специально приуроченных к Братиславскому саммиту, из всех стран Балтии включила только Эстонию. Это воспринимается как знак, что если Евросоюз возьмет за модель развития принцип "Европы двух скоростей", то именно у Таллина будет больше всего шансов примкнуть к группе "высокоскоростных".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!