Клуб защиты среды (VAK) 18 ноября планирует начать сбор подписей за проведение референдума о выходе Латвии из Евросоюза.

С такой идеей в СМИ выступил президент VAK Арвид Улме. Он подчеркнул, что эта акция будет способствовать восстановлению независимости Латвии. Как заявил Улме Латвийскому радио, "сельские школы стерты", а децентрализация "заброшена в кусты". Латвия фактически колонизирована. Колонизация ведется со стороны ЕС, Востока, Запада, Китая, со всех сторон, откуда везут товары. Спастись от этого зла, от этого ига можно лишь в том случае, если мы будем независимы. Тогда мы могли бы запретить ввоз отравленной курицы из Китая и модифицированных организмов. Мы сами определяли бы свои законы для выживания нации. Ранее Улме рассказал СМИ о боли латвийских крестьян, которые не могут конкурировать, так как "другим ЕС дает субсидии".

Такова позиция Улме. Но реально ли выйти из ЕС? Я не говорю, что мы не соберем достаточное число подписей для референдума. Люди сейчас недовольны, евроскептицизм стабильно высок. Возможно, люди пожелают показать свое отношение к нынешней ситуации, выражая протест против участия Латвии в Евросоюзе. Сказать — с меня хватит! Теперь тем, кто принимает решения, в том числе в Брюсселе, придется меня слушаться!

Не думаю, что выйти из ЕС нереально. Конечно, реально. Как только вступит в силу Лиссабонский договор, у нас будет более четкая процедура выхода. Для этого нужно объявить другим лидерам ЕС о желании выйти и попытаться достичь договоренности об условиях выхода. Если не удастся, через два года все договоры ЕС для страны теряют силу. Но какова альтернатива вне Евросоюза?

В высказываниях Улме звучат разные желания. Самим определять таможенную пошлину, чтобы не ввозить китайские продукты по невыгодным для латвийских производителей ценам. Самостоятельно обеспечивать себя продуктами, не импортировать, так как заграничные товары несут колонизацию. Самим определять все законы, что, вероятно, подразумевает сопротивление законам ЕС, которые были введены в латвийское законодательство. Формировать Латвию по примеру Швейцарии, который упоминает Улме.

Давайте попытаемся представить Латвию вне ЕС. Если мы хотим доступ к единому рынку ЕС, не являясь страной-участницей, есть два варианта. Первый — мы становимся третьей страной, как до вступления. Тогда на наши товары и услуги вводятся те же защитные барьеры, что и, например, на российскую продукцию. Это также означает, что заканчиваются субсидии ЕС для латвийских крестьян. Хотя они сейчас самые маленькие, это все равно больше, чем выделяло государство до вступления в Евросоюз. Заканчиваются также вложения в инфраструктуру Латвии. Приходит конец свободе перемещения людей, товаров, услуг и капитала (четыре основные свободы). И как в таком мире Латвия заработает свою копеечку? Только за счет производства для собственных нужд? Неужели она будет настолько богата, что сможет поддерживать своих крестьян и содержать слишком большое число школ?..

Второй вариант, как использовать преимуществе Европейской Экономической зоны, это стать страной Европейской Ассоциации свободной торговли (European Free Trade Association, EFTA). Но тогда за доступ к рынку придется платить конкретные суммы. Например, Норвегия только за последние пять лет заплатила ЕС 1,167 млрд. евро (!!!). Это нужно в том числе для того, чтобы после расширения ЕС мог инвестировать в новые страны и обеспечить хорошую работу единого рынка. Кроме платежей страны EFTA должны также ввести часть законодательства ЕС без какой-либо возможности на него повлиять, так как страны EFTA не являются странами ЕС. Поэтому у них нет никакого представительства в структурах. Они могут лишь наблюдать, не имея права голоса. Но главный вопрос остается без ответа — каким образом мы в ближайшее время сможем стать настолько богатыми, чтобы себе это позволить? Если мы целый год сражаемся за бюджет и реформы и занимаем деньги, чтобы свести концы с концами… Неужели мы действительно думаем, что Еврокомиссия, Международный валютный фонд или Всемирный банк дадут нам денег, чтобы заплатить за доступ к рынку ЕС, частью которого мы являемся уже сейчас, причем, на самых лучших условиях?

Улме и сам думает, что 18 ноября не соберет достаточно подписей. Но это хотя бы побудит к дискуссии о причинах бедствий Латвии. Советую направить дискуссию в другое русло — посмотреть на себя, собственные решения и действия, а не искать виноватых в плохом Евросоюзе.

Перевод DELFI

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!