Foto: LETA
Для Латвии разработан новый "магнетический" имидж. На сегодня он примагнитил упреки в загрязненности банковской сферы, самые высокие тарифы на электричество из-за сомнительной доплаты за "зеленую энергию", нехватку рабочих рук из-за страхов утратить структуру населения... Как преломить злой рок? На этот вопрос предстоит ответить новому министру экономики Ральфу Немиро, который пришел на радио LR-4, чтобы ответить на вопросы ведущей передачи "Действующие лица" Валентины Артеменко и журналиста портала Delfi Кристины Худенко.

Соучредитель самой эксцентричной партии KPV LV Ральф Немиро министром экономики стал внезапно — через два дня после того, как от поста отказался его более опытный в бизнесе однопартиец Дидзис Шмитс, который счел премьера Кариньша недостаточно сильной личностью. Сам Немиро по профессии юрист. Судя по декларации о доходах, поданной полтора года назад (свежее пока нет), в середине 2017 года на нем висел долг около 50 тысяч евро. Предыдущий опыт в политике — работа в оппозиции Елгавской думы. Живет в Юрмале.

Министр довольно бойко говорит по-русски. На вопрос "откуда?" отвечает: "Я с Кенгарагса!" И смеется: "Сейчас скажете, что и Шлесерс был оттуда…"

На новом посту Ральф Немиро всего четыре недели, Но уже сейчас понятно, что просто ему не будет и тихо - не отсидеться. Его партия бодро обещала избирателям избавиться от довеска к тарифу на электричество — компоненты обязательной закупки (OIK) — теперь надо исполнять. Ну и без этого партия наобещала очень многое, в том числе - правительство из 6 министров. (Какие еще предвыборные обещания дала KPV LV - здесь.)

Ко всему прочему на днях случилось очередное вулканическое явление в банковском секторе — в дополнение к обвиняемому в серьезных преступлениях главе Банка Латвии Римшевичу, ликвидируемому банку ABLV, в серьезных "отмывательских" грехах подозревается крупнейший Swedbank, а банк Danske сообщил о закрытии всех подразделений Балтии. Теперь Латвия на карандаше у Moneyval — если не закрутить все гайки в банковском секторе, грозятся суровыми карами. А если закрутить — надо понять, где найти новые инвестиционные реки — прогноз в прирост 3,5% ВВП надо выполнять.

В общем, ситуация мешкать не позволяет, но пока от нового министра в ответ на все вопросы слышно только — "исследуем", "закажем аудит", "подадим предложения", а дальше от нас не зависит. И напоминание, что у партии KPV LV — всего 16% голосов, а не 51%. Так что все обещания под вопросом.

Об ущербе экономики из-за проблем банков. Очень долго наша экономика была ориентирована на банковский сектор. Мы выступали финансовым центром Балтии. Не думаю, что такая ставка была правильной. В итоге новому правительству надо разгребать документ от Moneyval. Проблемы начались с ABLV, теперь — Swedbank, возможно, что-то еще… И возникает вопрос, почему все так долго тянулось, и никто этого не замечал.

Проблемы с банками на экономике отразятся очень негативно — мы теряем на всем. Для инвесторов особенно важна репутация, стабильность банковского сектора. И новости в этой сфере не дают им хороших сигналов. Если внимательно посмотреть установки Moneyval, то проблемы, в случае их невыполнения, могут быть существенными. Вплоть до приостановки Master и Visa card, чего нельзя допустить. Для правительства это приоритет номер один. Создан отдельный орган… Мы выполним обязательства, хотя новости о банках (в зоне риска — четыре банка, — прим. Ред.), которые могут последовать за названными, не улучшают ситуацию.

О производствах будущего Латвии. Благодаря деньгам из Еврофондов, сфера строительства активно растет и тянет за собой другие. Конечно, министерство думает и о новых возможностях. Недавно открыли саммит, на котором стартапы встречают инвесторов. Под стартапы с 2012 года привлечено около 300 млн евро. Это продукты с высокой добавленной стоимостью… Очень перспективны производство дронов, оборонная продукция и услуги IT. Правда, специалистов в сфере IT у нас большой дефицит. Иногда получается, что есть перспективное предприятие, есть инвестор, готовый вложиться, а реально выполнять заказы некому.

О гастарбайтерах, которых тормозит Нацблок. Встречаясь с разными организациями предпринимателей, мы слышим постоянно мольбы о помощи: не хватает рабочей силы. Мы хотим, чтобы черную работу за нас делали приезжие, как в Англии, Германии, Франции… Но что мы можем сделать? Тут надо смотреть на структуру правительства — Национальное объединение всегда против того, что может существенно менять структуру живущего в Латвии народа. В любом случае это придется решать. Пойдем в правительство, все объясним, покажем возможные решения (в том числе, про облегчение условий въезда и работы). А там голосование все покажет.

О перспективах отменить OIK (Сейм обязал избавить народ от доплаты за "зеленую энергию" к концу марта, — прим. Ред.). Сейм нам дал всего два месяца. Хотя все тянется с 1995 года, и проблем много. Как раз вчера в Даугавпилсе проверяли одну такую станцию — выявили, что OIK там наверняка переплачен. Всего проверяем по четыре станции в день — видим много проблем и понимаем, какие нормативные акты можно поменять. Запросим юридическое рассмотрение вопроса (в том числе и международные нормативы) — увидим все риски. Есть признаки того, что вся система изначально была незаконной — тогда незаконно полученная прибыль должна вернуться назад. К 31 марта мы подготовим для Кабинета министров пакет наших предложений. А дальше все зависит от Сейма. Когда все закончим, возможно, кто-то и ответит за то, что было сделано.

О шансах отмены налога на единственное жилье. Мы рассматриваем такую возможность. И даже подсчитали, насколько существенно такой налог повлияет на бюджет этих городов. Оказалось — не очень. При этом есть категории людей и предприятий, которым это очень трудно оплатить. Будем продвигать идею.

О судьбе микропредприятий. Мы видим, что этот статус зачастую неоправдан. Например, есть много юристов, которые работают, как микропредприятия, а на самом деле они постоянно трудятся в одном большом бюро. Так нельзя. Но есть микропредприниматели, которые шьют что-то или вяжут. Это совсем другое дело.

Чем больше разных налоговых режимов, тем государству труднее контролировать, когда кто-то что-то не доплачивает. А значит, велика вероятность, что бюджет недополучает деньги. Значит, от каких-то режимов надо отказываться. Если предприятия растут, то микрорежим, вообще, невозможен. Надо двигаться в сторону унификации налоговых режимов, чтобы они были для всех более-менее понятны.

О "своих людях", которых министр "посадил" в портах (по этой причине коллега Немиро по партии Линда Лиепиня отказалась от поста сопредседателя KPV LV). Во-первых, свое решение менять не буду. Во-вторых, в портах Вентспилса и Риги я рекомендовал поставить профессионалов — людей с "морским" и юридическим образованием. Например, Павелс Ребенокс даже работал в порту. В то время как раньше политики ставили туда просто коллег по партии, которые в этом бизнесе, может, что-то соображали, а, может, и ничего.

О сокращении чиновников. Как раз сейчас делаем аудит, не пересекаются ли функции отдельных работников Минэкономики — будем смотреть.

О потерях экономики Латвии от Brexit. Раскалькулировать Brexit невозможно — там очень много факторов. Можем готовиться только информативно. Пока не видно, что Британия будет изолирована. Скорей всего, она будет на положении Швейцарии и Норвегии. Будем смотреть.

О влиянии на экономику санкций с Россией. Они влияют на обе стороны. Но это вопрос международный — отношений России и ЕС. Наши предприниматели ищут новые рынки — у них это хорошо получается.

О будущем партии KPV LV. В воскресенье будет конгресс — будем рассказывать членам, почему и что у нас получилось (например, исключение Гобземса). Что у нас был всего 16%, а не 51%, чтобы мы могли ни с кем не сотрудничать. Есть несколько персон, которые были несогласны идти на таких условиях в правительство. Может, их надо исключить, возможно, они сами уйдут, а может, просто немного поменяется структура оборота информации.

О том, когда поднимут минимальную зарплату (в Литве "минималка" — 550 евро (443,81 на руки), в Эстонии — 540 евро (516,45 на руки), а в Латвии — всего 430 евро (306,16 на руки, — прим. Ред.). Это зависит от министерства финансов. Но если растет средняя зарплата — логично поднимать и минимальную. Может, со временем так и случится.

О новом бизнес-образе Латвии. Есть уже такой. Его создало Латвийское агентство инвестиций — называется Magnetic Latvija. Он много чего включает — туризм, инвестиции, наш рейтинг…

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!