
"Только не рассказывайте, что мы тут сидим как дурачки или заблудившиеся в лесу Спридитисы, и никто не знает, куда идти!" — бывшая президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга, отметившая в декабре 80-летие, по-прежнему крепко держит руку на пульсе своей страны и всего мира. На все прогрессы и регрессы, тенденции и настроения, скандалы и ситуации у нее есть свое особое мнение, которое она формулирует в свойственной ей почти сказочной, но с явными намеками на серьезные обстоятельства манере. Не исключением стало и большое юбилейное интервью порталу Delfi.
Комната для приемов в квартире Вайры Вике-Фрейберги на Бривибас, 38 похожа на диковинную шкатулку, в которой собраны чудеса со всего света — черные лакированные шкафы с восточными мотивами, переливающиеся шитьем декоративные панно, расшитые подушки, статуэтки, картины и картинки, ковры и коврики, мягкие диванчики и стулья "из дворца" и невероятное количество комнатных цветов и растений. Сама хозяйка особенно выделяет орхидеи-фаленопсисы — хрупкие, изысканные и вместе с тем неприхотливые и стойкие.
Вайра Вике-Фрейберга сложила свои президентские полномочия десять лет назад. Сегодня она состоит в более чем в 30 международных организациях, и еще около 40 патронирует. Только перечисление части из них с кратким обозначением обязанностей заняло у экс-президента Латвии 15 минут. Среди этих организаций она особо выделила "Мадридский клуб", в который входят 110 бывших президентов и премьеров, начиная с Билла Клинтона. Вике-Фрейберга была одним из создателей этого клуба, который возглавляет уже два срока.
Вторая очень важная для нее позиция — сопредседательство в Международном центре Низами Гянджеви, азербайджанского поэта и мыслителя, сюжетами которого впоследствии активно пользовались многие европейские литераторы, а Уильям Шекспир называл его своим духовным наставником. Для Вайры Вике-Фрейберги, значительная часть жизни которой и по сей день посвящена осмыслению, переводу на немыслимое число языков и популяризации латышского народного творчества, пример Низами — сильнейший источник вдохновения.
Интервью мы начали у панорамного полукруглого окна, которое, как раскрывшийся хвост павлина, открывает вид на палитру интересов и контекстов хозяйки квартиры — Памятник Свободы, Кафедральный собор Рождества Христова и Кабинет министров Латвии с освободившейся из-под памятника Ленина площадкой для творческих экспериментов.
- 1. О свободе, нирване, собаке на поводке и торговце восточными коврами
- 2. О Латвии волшебной, чекистской, а также на Медном, Серебряном и Золотом конях
- 3. О том, как идти вперед, когда к ноге привязан свинцовый шар прошлого
- 4. О русском вопросе, Чебурашке, Онегине, Западе, Востоке и куличах
- 5. О том, кому нужна реформа школ и кто определяет отношения с Россией
- 6. О первых ласточках иммиграции, латышской Nokia и росте уровня жизни
- 7. О партиях-поросятах у корыт, сильной руке и предвыборных пузырях