Foto: LETA

Латвия должна изменить Закон о гражданстве и воспитывать патриотов, заявила в интервью агентству LETA председатель Комитета образования, культуры и спорта Рижской думы Эйжения Алдермане, в течение многих лет возглавлявшая Управление натурализации.

Ошибки в Законе о гражданстве, в котором оставлены ссылки на уже не существующие нормы, — позор для Латвии, считает Алдермане. По ее мнению, в закон нужно внести изменения, согласно которым при достижении определенного возраста, например, 65 или 70 лет, для натурализации человеку достаточно сдать экзамен по языку, чтобы доказать, что он может на нем общаться. С тестами, которые требуется выполнить на натурализационном экзамене, многие пожилые люди даже не умеют работать, и любой тест — это скорее проверка памяти, чем знаний.

Проблематичен, по мнению Алдермане, и вопрос об автоматическом предоставлении гражданства детям неграждан, от которого родители могут отказаться. "Я прогнозирую, что будет большое число отказов. Если в одной семье есть граждане и неграждане, то это приводит к проблемам, например, при поездках в Россию и страны СНГ", — сказала она.

Что касается двойного гражданства, то, по мнению Алдермане, его нужно давать всем родившимся за рубежом детям граждан Латвии. Более сложен вопрос о предложении давать двойное гражданство всем, кто имеет латышские корни, независимо от места жительства — в Австралии или Красноярске. По словам Алдермане, может сложиться странная ситуация, когда автоматически гражданство будет предоставлено большому числу людей, не знающих латышского языка, а родившихся в Латвии неграждан власти продолжат игнорировать.

Одновременно Алдермане призвала очень осторожно обсуждать итоги языкового референдума и не говорить гадости в адрес других людей только потому, что они разговаривают на другом языке. Она согласна с мнением, что на референдуме не было ни проигравших, ни победителей. По словам Алдермане, референдум был чем-то вроде большого исследования, которое показало ситуацию с употреблением латышского языка в стране.

"Больше всего я боюсь, что теперь мы, латыши, слишком разойдемся и начнем говорить, что теперь мы наконец сможем "закручивать гайки", — сказала Алдермане. По ее мнению, время после референдума политики должны использовать для того, чтобы помолчать и подумать, что нужно делать, чтобы интеграция была результативной.

Алдермане считает, что после референдума в людях осталось недовольство, и оно продолжает тлеть. Интеграцией в Латвии никто серьезно не занимался — фактически это была имитация деятельности. "Когда я слышу от премьера и советника по вопросам интеграции Сармите Элерте, что задача каждого латыша — интегрировать одного русского, мне совершенно ясно, что госпоже Элерте следует почитать книги об общественной интеграции, ознакомиться с исследованиями в этой сфере, больше контактировать с людьми, которые работают в самоуправлениях и лучше всего знают мнение народа", — сказала Алдермане, подчеркнув, что язык — важный, но не единственный и не главный инструмент интеграции.

"Когда я слышу по радио и телевидению заявления, что всех тех, кто голосовал за русский язык как второй государственный, нужно выслать из Латвии, я думаю — может и хорошо, что многие не понимают латышского языка", — отметила Алдермане.

Она опасается, что радикальные политики используют референдум в своих целях, чтобы привлечь электорат. "А обычные люди, обсуждая сказанное политиками, будут продолжать спорить, кто из них прав. Такой политический "диалог" — не что иное, как раскол общества. Мы, латыши, своими руками сделали все, чтобы дойти до референдума о статусе русского языка в Латвии", — сказала Алдермане.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!