Foto: LETA
Удивительная нынче избирательная кампания — всем все ясно, но все ужасно боятся. Кого не спросишь — мэром будет Ушаков. А за кого ты будешь голосовать — за Ушакова. А зачем, если он и без тебя мэром станет — а вдруг нацики придут к власти?

Внимание! Эта статья опубликована в рубрике "Сообщения партий" без редакторской правки.

На самом же деле никакие нацики к власти не придут. В первую очередь, потому что сами не хотят. Хотели бы — хотя бы вели избирательную кампанию. Далеко не надо ходить — достаточно съездить в Юрмалу. Вся плакатами заставлена — там люди действительно рвутся в думу. И в Риге так в прошлые годы было, а эти выборы по каким-то причинам латышские партии решили сдать. Зачем тогда деньги на рекламу тратить?

Почему столицу сдали без боя, можно только догадываться. Возможно, обменяли на отказ от референдума по евро, который власть бы с большой вероятностью проиграла и который без голосов ЦС затеять оказалось невозможно. А может, просто привыкли уже к ушаковской власти и смирились с ней.

Во всяком случае, когда реально претендуют на власть, то не выдвигают в лидеры ни вызывающую отвращение даже у сторонников ее партии Элерте, ни совершенно невзрачную Броку, ни клоуна Белевича. Когда хотят перехватить власть, то делегируют из Сейма лидеров, как Ушакова и Шлесерса на прошлых выборах. Или как в этом году в Даугавпилсе — Лачплесиса из "Единства" или Родионова из того же ЦС. Риск, конечно, — если не выиграешь, то придется сидеть в думской оппозиции с зарплатой втрое меньше, чем была в парламенте, не говоря уже о престиже. Но ради победы люди готовы на этот риск идти.

И рижские рейтинги нам реально говорят, что у ЦС он даже сейчас, когда четверть избирателей не приняла решение, больше 50%. А у конкурентов — на грани 5%-ого барьера. Так что голосуя за ЦС, ты увеличиваешь количество их депутатов с 35, к примеру, до 40. А зачем, если в думе всего 60 мест?

Потому что и имеющихся депутатов, если взвесить их квалификацию, многовато. Ну что такого хорошего за эти четыре года сделали товарищи Иванов, Петров — извините, Сидорова в думе нет, но есть Фролов и Федотов? Тайна сия велика, потому что привычки рассказывать о своих подвигах они не имеют. По телевизору же мы видим всегда только мэра, его бодрого зама да еще несколько человек, главным образом из бывших шлесерцев — Бурова, Алдермане, Степаненко. Остальные в рот воды набрали.

Ладно, не у всех язык подвешен. Но вот, например Ирина Винник — известный журналист. Потом чиновник по интеграции — уж ей по должности положено говорить связно. Последние годы она — член правления "Ригас Сатиксме". Член правления — это не синекура, это ежедневная руководящая работа с четырехзначным окладом. Ну так расскажи нам что-нибудь интересное об этом монстре, как ловко ты им правишь — но ни слова не проронила за весь период.

Кстати, из шести членов правления "Сатиксме" — четверо депутатов: еще Максим Толстой, Андрис Берзиньш и Николай Захаров. Толстой почти наверняка не родственник, потому что начисто лишен талантов своих знаменитых однофамильцев. Председатель фракции ЦС, третий номер в списке, кроме как в "Сатиксме" и думе, еще в трех местах работает — но ничего об этом не рассказывает.

Конечно, можно сказать, что когда работы много, нет времени пиаром заниматься. Но если так подходить, то обаятельный Нил Ушаков — главный думский бездельник: уж он-то с экранов телевизора не сходит. На самом же деле, о политике, как и об ученом, судят по публикациям. Ничего не говоришь — тебя и нет. Или уж во всяком случае, за тебя незачем голосовать.

Но помимо этих бессловесных героев, в избирательном списке ЦС/ЧСР есть еще несколько, которые в свое время наговорили такого, что лучше бы помолчали. Например, Андрей Пожарнов, многолетний депутат и министр от ТБ/ДННЛ. Или Сармите Пика, в позапрошлой думе — руководитель фракции Народной партии, редкостная националистка. Товарищи перековались, раскаялись в заблуждениях юности, стали искренними сторонниками примирения и согласия в обществе? Так сообщите народу об этом приятном событии, мы порадуемся вместе с вами. Но теперь они молчат, как партизаны на допросе.
В этой думе вообще не любят много рассказывать. Например, почему почти все депутаты задействованы в исполнительной власти — раньше такого не было. И как на эти высокие назначения повлиял их предыдущий жизненный опыт. Например, почему в совет важнейшего предприятия "Ригас Силтумс" направлен 77-летний адмирал-политработник Янис Лочмелис? Наверное, разъяснять слесарям линию партии — он этим всю жизнь занимался… Учитель физики Виктор Глухов в этом свете выглядит более уместно, все же нагрев воды — процесс физический. Только вот правит он дистанционно, проживая в городе Лондон.

Характерно, что ничего нам не рассказывают не только о кадровой политике. Вот плохие нацики хотят перевести детские сады на латышский. Мы все, конечно, против. А дума открывает в садиках новые группы — мы, конечно, за, потому что мест не хватает. Только сколько из этих новых групп русских, а сколько — латышских, есть тайна. И по каким критериям решают, какую открыть — тем более.
Дума — хозяйственный орган, в политику ей лезть не надо — мы это слышали многократно. Но и хозяйственная политика покрыта тем же любимым покровом тайны. Почему за четыре года не построена третья очередь Южного моста, нам толком не объяснили. Сейчас ее, к счастью достраивают, но о четвертой очереди как в рот воды набрали. А ведь нынешняя стройка сама по себе проблемы пробок в узких улицах Задвинья не решит, до Зиепниеккалнса и Елгавского шоссе все равно придется добираться вкругаля. Остается всего несколько километров по малонаселенной местности — но без этого участка огромные деньги, выложенные за мост, так и не дают необходимой отдачи.

Или — старая дума плохая, потому что накупила в кредит дорогущих низкопольных трамваев. Хорошо, так может, стоит остановиться и обойтись чем-нибудь подешевле? Нет ответа.

Жилищную очередь собираются сократить наполовину, и это замечательно. Но почему не покупают квартиры в многоэтажках советской поры, которые их владельцы никак продать не могут — и за цену, которая чуть ли не втрое меньше, чем стоимость нового строительства? Неужели новоселы обязательно должны жить лучше, чем большинство населения города?

На самом деле прекрасно понятна молчаливость нынешнего думского руководства: так жить удобнее. Чем меньше народ знает, тем легче между полезными городу делами и о себе, любимых, не забыть. Но именно в этом интересы власти и горожан расходятся.

Потому что горожане, по моему глубокому убеждению, заинтересованы в тех, кто рассказывает. И не только о хорошем. И в этом плане единственной альтернативой и нынешнему скрытному руководству, и нацикам может быть только партия "За родной язык". Потому что уж чем-чем, а языком мы владеем и молчать не будем.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!