Вот уже четвертый год подряд филологи Латвии проводят весьма необычный конкурс: новинки латышского языка. Уже в январе мы узнаем обладателей следующих номинаций: "Cлово года", "Антислово года", "Крылатая фраза года" и "Набор слов". Автор одного из претендентов награды за крылатое выражение — не кто иной, как спикер Сейма Индулис Эмсис, который как-то пригласил депутатов "на красный стакан". А вот слово "батька" одновременно претендует на самый негативный пример пополнения словарного запаса современного латышского языка и на позитивный.
Лингвистический конкурс — мероприятие демократичное: кандидатов выбирают путем народного голосования. Любой житель Латвии может отправить свое предложение относительно самого удачного и самого неудачного словосочетания или слова. Заявки принимались до 15 января, после чего Латышское общество совместно с Союзом писателей и Латвийской академией наук определят победителей в четырех номинациях.

По словам организаторов, особенно популярными темами в этом году оказались политика, общественная жизнь и философия. На звание "антислово года" претендуют točka или krutka, robežlīgums ("договор о границе"), samits ("саммит"), pozitīvisma kampaņa ("кампания позитивизма" — в контексте выборов в Сейм), а также da jebkas ("да все, что угодно"), da jebkur ("да где угодно") и другие. А вот самыми удачными приобретениями латышского языка могут стать слова meklis (поисковая система в Интернете), cūkmens или batjka (в контексте "юрмалгейта"). Кстати, "батька", по словам представительницы Латышского общества, было номинировано и как позитивный пример, и как негативный.

Примеры крылатых выражений тоже оказались несколько политизированы: "Приглашаю на красный стакан" (оговорка Эмсиса, который, на самом деле, приглашал депутатов в Красный зал), paņēma un uzmeta ("взял и кинул" — в контексте "юрмалгейта").

А вот самые неудачные словосочетания пришли в латышский язык из рекламы — например, smukās saiņošanas brigāde veikalā "Olimpija" (бригада красивого запаковывания в магазине "Олимпия").

"Латышский язык сейчас в плачевном состоянии: учителя в школах перегружены, с детьми толком не занимаются, а среди школьников становится модно говорить на жаргоне, а не на литературном языке", — считает один из организаторов акции "Слово года" Майя Синка-Гобия, координатор Языковой общины Латышского общества.

Идея организации подобного мероприятия пришла к нам с Запада — подобные акции проводят и в Швеции, и в США. "Наши ученые пишут много статей о проблемах языка, однако исправлять речь нужно со школьной скамьи", — считает Синка-Гобия. А конкурс как раз и выполняет функции просвещения масс. Наглядный пример: несколько лет назад "словом года" стало zīmols — латышский аналог слова "бренд". Так вот теперь, по словам Синки-Гобии, английский прототип в Латвии практически не употребляется — народ в массовом порядке проявил патриотизм и заговорил правильно.

А вот директор Союза писателей Латвии Иева Калмане считает, что к языку нужно относиться как к живому организму, то есть наблюдать за его изменениями. "Думаю, этот конкурс культивирует неправильное представление о языке как таковом — как будто ему нужна постоянная диагностика. На самом деле это не так, и ничего такого плохого с нашим языком не происходит", — считает Калмане. Вместо с тем она признает и позитивные стороны акции.

Что же касается самих процессов формирования новых слов, то их, по мнению главы Союза писателей, в латышский язык поставляют новые технологии. Так что большинство латышских неологизмов имеют английское происхождение, в то время как перенимать слова из русского языка латыши почти перестали.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !