Foto: PantherMedia/Scanpix
На уходящей неделе в Латвии разгорелся международный скандал, связанный с принципиальной позицией Министерства образования и науки по поводу требований к руководителям местных вузов знать госязык. Сначала возглавляемое Карлисом Шадурскисом ведомство запретило новоизбранному ректору Рижской Юридической школы Мэлу Кенни занять этот пост по причине того, что англичанин не знает латышский на достаточном уровне. Затем стало известно, что по той же причине расстанется с должностью и ректор Рижской высшей школы экономики (SSE Riga) Андерс Палзов.


Foto: Shutterstock

Ситуация создалась неприятная. Согласно правилам Кабинета министров, в Латвии ректор действительно должен знать государственный язык хотя бы на 1 степень уровня "С". Однако одно дело — университет местного масштаба, и совсем другое — случаи, когда государство ставит палки в колеса уважаемым в мире профессорам, преподающим в ориентированных на зарубеж вузах и готовящих для Латвии кадры международного масштаба.

Именно с таким ответом на действия Минобразования выступила Американская торговая палата в Латвии (American Chamber of Commerce in Latvia), сразу же подготовившая письменное извещение о том, что в данном случае Латвийское государство "тормозит процессы развития в стране и ограничивает возможности студентов". Представители предпринимательской среды из США назвали неверными заявление Карлиса Шадурскиса о том, что игнорирование требования знать латышский язык приведет к тому, что высшее образование "потеряет привязку к Латвии".

Аналогичного мнения придерживается и Латвийская торгово-промышленная палата (ЛТПП), заявившая, что с преподавателей, привлеченных из других стран, нельзя требовать знания латышского языка при занятии выборных должностей в вузах. По мнению ее представителей, правительство должно содействовать экспортоспособности латвийского высшего образования. Позиция Шадурскиса и Министерства образования, наоборот, создает риск ухудшения репутации латвийских вузов.

Также стоит привести и достаточно резкие слова исполнительного директора Совета иностранных инвесторов в Латвии Марты Яксоны, которая назвала позицию Минобразования "непонятной и противоречащей стремлению государства развивать систему высшего образования как возможность для экспорта и магнита, который притягивал бы студентов как отсюда, так и из-за рубежа".


Foto: F64

Однако министр образования и науки Латвии Карлис Шадурскис известен своей упрямостью и настойчивостью в плане реализации своих планов, поэтому заявлениями представителей иностранных бизнесменов его не напугаешь. В ответ на волну критики представитель "Единства" заявил, что "достаточно скептически смотрит на написание норматива для конкретного человека". Он намерен "найти баланс между двумя крайностями — провинциализмом и игнорированием языковых требований". Если человек возглавляет вуз в Латвии, он должен выучить латышский, уверен Шадурскис. "Ситуация не настолько проста, чтобы одним росчерком пера решить многолетнюю проблему с требованиями о знании государственного языка".


Foto: LETA

Что касается самих пострадавших от действий Минобразования — иностранных профессоров Мэла Кенни и Андерса Палзова — то их реакция была диаметрально противоположной. Если Кенни решил согласиться с позицией латвийских властей и учить латышский язык (Юридическая высшая школа, которая все равно видит англичанина своим будущим ректором, заявила, что дождется, когда Кенни будет знать госязык на нужном уровне, и выдвинет его кандидатуру на утверждение), то Палзов встал на путь противоборства.

"Хочу отметить, что моего уровня познаний латышского языка и политики в Латвии хватает, чтобы понять: Рижскую высшую школу экономики в данном случае используют как средство в политических играх. Это никак не связано с собственно утверждением ректора вуза", — ответил в открытом обращении Палзов. По его словам, SSE Riga готовится вести переговоры с Минобразования, причем намекнул, что в ходе дискуссий в качестве аргументов будут использваться директивы Евросоюза.

Отметим, что ранее на посту ректора Рижской Юридической школы два срока занимал канадец Джордж Ульрих, которому в 2011 году также грозил отказ в утверждении в должности из-за незнания языка. Однако тогда министры все же согласились на его кандидатуру, так как иностранец пообещал освоить латышский язык на необходимом уровне. Правительство пришло к выводу, что назначение Ульниха ректором "поспособствовало бы интересам государства в сфере экспорта высшего образования".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!