Foto: AFP/Scanpix
Во вторник Подкомиссия Сейма по демографии начала оценивать возможные меры по сокращению числа абортов в Латвии. Обсуждение трудной темы сопровождалось резкой полемикой. Впрочем, конкретные решения пока не приняты.

Речь идет о предложении внести в Закон о защите прав ребенка изменения, установив, что "каждый ребенок с момента зачатия имеет право на жизнь и защиту развития". В данный момент закон содержит формулировку без "момента зачатия". Таким образом, права зачатых, но еще нерожденных детей не защищены.

Председатель подкомиссии Имант Парадниекс (VL-ТБ/ДННЛ) в начале заседания раздал коллегам фигурки эмбриона. По словам политика, "малыш, который был зачат, должен родиться". Депутат подчеркнул, что в поправках речь идет не о запрете абортов, а механизме поддержки для женщин. "Не будем сомневаться, что аборты как операция, процедура неприемлемы. Мы хотим, чтобы зачатый ребенок родился. Главная задача подкомиссии — добиться понимания со стороны общества", — сказал он.

"Это будет символом того, за что мы на самом деле боремся. Все мы когда-то были такими. Теперь мы немного подросли", — заявил Парадниекс, продемонстрировав коллегам модель эмбриона на 12-й неделе беременности.

Глава Правозащитного бюро Юрис Янсонс на заседании признал, что в латвийском законодательстве моментом появления субъективного права на жизнь считается рождение. По словам омбудсмена, он "двумя руками за детей". При этом важно обеспечить, чтобы молодые мамы ощущали, что в стране есть реальный механизм поддержки. Янсонс также считает, что предложенная редакция закона ничего не изменит, если не изменится отношение к беременным со стороны государства. "Съездят в ту же Литву", — сказал он.

На заседание была приглашена женщина, пожелавшая сохранить анонимность. Она рассказала, что "лечащий врач рекомендовал аборт с легкой руки, не предложил обдумать". "Лишь на операционном столе сестричка спросила — может, все-таки передумаешь?" — сказала женщина. По ее словам, она сожалеет, что не дала родиться своему ребенку. "Если бы кто-то предложил хоть какую-то консультацию. Я была одна с ребенком, что делать… Если бы была возможность проконсультироваться, возможно, в Латвии было бы на одного ребенка больше", — сказала она.

Депутат Винета Пориня (VL-ТБ/ДННЛ) заявила, что сталкивалась с таким же отношением. "Когда я ждала вторую дочку, пошла к гинекологу. Первый вопрос был — ну что, делаем аборт? Мне было 26 лет, это было огромное удивление. Я чувствовала себя очень задетой. У части гинекологов есть такая позиция. В обществе надо полностью искоренить такой подход. Нельзя предлагать идею убийства", — отметила депутат.

Представитель Министерства благосостояния Ливия Лиепиня заявила, что, если поправка не предполагает каких-либо оговорок, речь идет о запрете аборта. Чиновник заявила, что женщины могут делать аборты и за границей. Она также считает, что нет взаимосвязи между ограничением абортов и ростом рождаемости. Представитель организации "Мамин клуб" Сандия Салака отметила, что ограничение абортов при отсутствии реальной поддержки со стороны государства может привести к увеличению количества случаев нелегального прерывания беременности. А это создает угрозу для жизни женщин.

Между тем, многие члены комиссии одобрительно отозвались о предложениях Парадниекса. Резкое несогласие выразила депутат Дайна Казака (ПР). Во время своего выступления политик заявила: "Права женщины, как родившегося лица, важнее, чем права неродившегося эмбриона". Она сослалась на мнение некоторых общественных организаций, которые не хотят ограничения абортов в Латвии. При этом Казака хотела выступать дольше, чем предусмотрено регламентом. Подкомиссия позволила ей говорить еще три минуты. Затем она снова попросила продлить время ее речи. Просьба Казаки была проигнорирована и она демонстративно покинула помещение, громко хлопнув дверью.

Дискуссия в подкомиссии продолжится на следующей неделе.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!