Foto: LETA
Госканцелярия разработала поправки к закону о гостайне, сообщила в интервью "Вестям Сегодня" директор Госканцелярии Элита Дреймане.

"Свой проект поправок мы предложим депутатам Сейма, посмотрим, у какой фракции хватит смелости продвигать их дальше. Наша главная идея — уточнить порядок выдачи допуска к гостайне, отказаться от такого "критерия" как сомнения, дать человеку право знать, за что он лишен допуска. Лично я не понимаю, какой вред это можно нанести государству то, что лицо, у которого отняли допуск, знает, на каком основании это сделано. Также мы считаем, что человек, получив отказ в допуске, через какое-то может подать новую просьбу о допуске. Это ненормально, что человека какого-то права лишают однажды и навсегда", — заявила Дреймане.

Она считает, что если в 90-е годы такой подход и был актуален, но сейчас Латвия является членом ЕС и НАТО, присоединилась к ряду европейских конвенций о правах человека, то есть, ситуация кардинально изменилась, и надо изменить и систему допуска.

Элита Дреймане собирается оспорить решение Бюро по защите Сатверсме о лишении ее допуска к гостайне, и если потребуется, подаст иск в Европейский суд по правам человека.

"И в Германии, и в Испании, и в Нидерландах , и даже в соседней Эстонии человек имеет право знать, на основании чего его лишили допуска к гостайне. Кроме того, в других странах существует и другой механизм оспаривания решения об отказе — у нас человек, не зная, за что его лишили допуска, может подать претензию Генеральному прокурору. Разве это не абсурд?!

Во всех названных мною странах решение об отказе в допуске оспаривается в рамках административного процесса — суд рассматривает претензию на обычном судебном заседании, человек может в нем участвовать, высказывать свои контраргументы в противовес аргументам спецслужбы или прокурора. А у нас все покрыто завесой тайны. И под завесой этой тайны человек дискредитирован на всю жизнь! Ведь согласно ныне действующему закону, второй раз ты не можешь требовать получение допуска. То есть, если молодому человеку на его первом рабочем месте отказали в допуске, это все — он навсегда лишается возможности карьерного роста, он никогда не может занимать высшие государственные посты, каким бы профессионалом он не был. Но так не может происходить в демократической стране", — считает Дреймане.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!