Фото: Saeimas administrācija
На вопросы "Часа" отвечает политолог Филипп Раевский.

- Как бы вы в целом оценили уходящий год для латвийской политики?

- Этот год был годом борьбы прагматизма и эмоциональности. Наша политика в последнее время стала очень эмоциональной, и сейчас в ней снова начали появляться элементы прагматизма, которые необходимы для того, чтобы решить возникшие проблемы. Но у нас нет консенсуса по поводу того, что прагматичная политика должна доминировать над эмоциональной. И поэтому борьба в латвийской политике характеризует весь этот год.

Так, например, прагматики говорили, что надо внести поправки в бюджет, а эмоциональные политики заявляли, что накануне выборов в самоуправления этого делать нельзя. И поправки в бюджет были внесены после выборов самоуправлений, что обошлось в определенную сумму денег.
На мой взгляд, эта борьба прагматизма и эмоций продолжится и в следующем, 2010 году.

- Для каких партий этот год был удачным, а для каких — нет?

- Думаю, что этот год был неудачным для всех политических сил. Хотя бы потому, что находиться в политике в такое время в краткосрочной перспективе ничего хорошего не дает. А о долгосрочной перспективе сегодня говорить достаточно сложно, потому что мы еще не начали выходить из кризиса.

- Как бы вы назвали этот год — годом возвращения Андриса Шкеле, годом правления "Нового времени" или как-то иначе?

- Я бы сказал, что это был год правления Международного валютного фонда.

- И как долго правление МВФ будет продолжаться?

- До тех пор, пока в Латвии не победит более или менее прагматичная политика. До тех пор, пока в Латвии будут приниматься такие решения, какие принимаются сейчас, ничего не изменится. Это касается и неравномерных урезаний расходов, и проблем с введением единой системы зарплат, думаю, что нас еще ожидают всякие чудеса с налогом на автомобили… Должна измениться сама ментальность.

- Что ожидает лидера правительства Валдиса Домбровскиса — партию "Новое время"?

- Полагаю, что приоритетом "Нового времени" в следующем году станет смена названия. Не в буквальном смысле этого слова — я имею в виду участие в каком-нибудь политическом объединении с другим названием. Чтобы название этой новой политической силы не ассоциировалось с тем, что сейчас происходит. И с тем, что еще будет происходить в январе, феврале и марте.

- А что ожидает Народную партию?

- Возвращение Андриса Шкеле в политику нельзя считать единственной основой для формулы удачи Народной партии. Нужны еще какие-то шаги, тогда, может быть, Народной партии удастся вернуть что-то из утраченного.

- Весь год в воздухе носилась идея о необходимости всенародного избрания президента Латвии. Как вы оцениваете эту инициативу?

- Для этой идеи выбрано неправильное время. И сформулирована она была не так четко, чтобы мы могли оценить, насколько она хороша или плоха.

Думаю, что эта идея перестанет быть актуальной при развитии двух факторов — после того, как произойдет смена политического поколения и изменится экономическая ситуация.

- В течение всего года нас пугали возможными массовыми беспорядками, но все обошлось: общественная активность по-прежнему близка к нулю. Что будет в следующем году?

- Если статистика о нелегальной занятости хоть минимально соответствует действительности и люди все-таки смогут сводить концы с концами, то у беспорядков нет оснований. Но если люди окажутся в безвыходном положении и у них не будет средств содержать семью, то есть основания думать, что могут возникнуть беспорядки.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !