Во время беседы с товарищем председателя Сейма Винетой Муйжниеце Георгий Фрунда, председатель Комитета по надзору ПАСЕ, выразил надежду, что власти Латвии все-таки уберут оговорки из Рамочной конвенции о защите прав нацменьшинств.
Как сообщает агентство BNS, во время беседы с Винетой Муйжниеце гость похвалил парламент Латвии за ратификацию Конвенции о защите прав нацменьшинств, но пожелал, чтобы со временем из нее были вырезаны оговорки. Негативно он отозвался и о намерении вписать термин "лояльность" в Закон о гражданстве.

Затем у Георгия Фрунды прошла встреча с представителями парламентской оппозиции, на которую пришли Юрий Соколовский (ЗаПЧЕЛ), Валерий Агешин (ПНС), Александр Голубов (Латвийская социалистическая партия) и "тевземец" Марис Гринблатс (ТБ/ДННЛ ведь тоже формально находится в оппозиции).

Валерий Агешин напомнил гостю об оговорках к конвенции, о фиолетовых паспортах, статус владельцев которых за последние годы не улучшился ни на йоту, и о проблемах использования русского языка, ведь до сих пор в городах, где его носители составляют более 50% населения, они не могут обращаться на нем в официальные структуры.

В свою очередь Юрий Соколовский связал проблемы нацменьшинств с институтом негражданства. Он рассказал, что часть русскоязычного населения не располагает правом голоса и, следовательно, не может решать вопросы, напрямую касающиеся ее. В то же время граждане других стран Евросоюза могут участвовать в выборах, прожив в Латвии всего шесть месяцев. Наконец, пример Эстонии, где на местных выборах голосовали не только неграждане, но даже граждане России с постоянным видом на жительство, выставил нашу страну совсем уж в невыгодном свете.

Затем слово взял Марис Гринблатс. Он сообщил, что с подачи его фракции в конституции появились поправки, по которым за латышским языком был на высшем уровне закреплен статус государственного, а право участвовать в местных выборах — за гражданами. "Наше отношение к этим вопросам строгое, в то же время считаем, что латвийский Закон о гражданстве либеральнее, чем во многих старых демократиях", — заявил он. Не стал скрывать Гринблатс и желания фракции ТБ/ДННЛ, чтобы термин "лояльность" все же появился в этом законе. Молчавший до этого Фрунда немедленно отреагировал. "Считаете ли вы, что выступающий против правительства нелоялен?" — спросил он. И в ответ услышал все ту же историю о митингах школьников и призывах не учить латышский язык.

Георгий Фрунда ответил на все признания коротко и емко: "Если человек не совершает преступлений и платит налоги, он лоялен. Таково понимание лояльности в демократических странах. Но она является моральной категорией, а не юридической, и потому не стоит ее использовать в юридических документах".

Публикуется в сокращении

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !