"Решения правительства Годманиса были цветочками, ягодки еще впереди" — такое заявление евродепутат Валдис Домбровскис сделал вскоре после того, как президент выдвинул его кандидатуру на должность премьер-министра. Ягодки от Домбровскиса заставили вздрогнуть всю страну.

«Страна находится на грани банкротства. Речь идет о простом выживании», — эти слова Домбровскис как заклинание повторяет на переговорах с партиями, формирующими коалицию все последние дни.

Логика потенциального премьера понятна: он хочет предупредить всех, что впереди нас ждут очень тяжелые времена. «Лучше быть готовым к худшему!» таков его лозунг.

Инициативы Домбровскиса уже вызвали приступ паники у работников общественного сектора: его обещание урезать расходную часть бюджета еще на 360- 380 миллионов латов стало настоящим шоком для бюджетников. Глава минобразования и науки Татьяна Коке даже пригрозила отставкой. Да и потенциальные руководители других министерств выразили недоумение.

«Вы еще пожалеете из-за того, что Иварс Годманис ушел в отставку», — сказал премьера лидер объединения Латвийской первой партии/«Латвийского пути» Айнарс Шлесерс. Неужели политик был прав и жертвоприношение Годманиса было напрасным?

Зампредседателя парламентской фракции «Центр согласия» Валерий Агешин считает, что Шлесерс недалек от истины.

- Частично с заявлением Шлесерса можно согласиться: формирующееся правительство Домбровскиса решило занять правые позиции. Ни к чему хорошему это привести не может: партии, которые вошли в состав кабинета, будут отрабатывать деньги своих спонсоров. Думаю, что они не способны придумать ничего лучше повышения налогов, — сказал «Часу» Агешин. По мнению депутата, правительство Домбровскиса не просуществует долго: — Без «Центра согласия» этот кабинет не будет пользоваться поддержкой народа, а это чревато для него большими сложностями. Нельзя создавать правительство из партий, которые не пользуются доверием общества.

И добавляет:

- Вот вам простой пример на злобу дня: многие правящие депутаты считают 8 Марта «плохим праздником», кричат об этом постоянно, но уже более 90 процентов жителей страны его отмечает. Это лишний раз доказывает, что наши правящие политики слишком оторвались от реальной жизни, они не хотят прислушиваться к мнению народа…

По мнению экс-председателя юридической комиссии Сейма Вячеслава Степаненко (Первая партия/«Латвийский путь»), «Домбровскис не ровня Годманису».

- Мне остается пожалеть тех людей, которых рекрутируют в новое правительство. Но больше всего мне жаль жителей Латвии, которыми будут руководить эти министры, — сказал «Часу» Степаненко.

По его мнению, Домбровскис оторван от латвийских реалий.

- Этот человек прожил в Брюсселе почти четыре года. Будучи евродепутатом, он получал хорошую европейскую зарплату. Вряд ли он понимает нужды простых латвийцев, — считает Степаненко.

Экс-парламентарий убежден, что правительство Домбровскиса просуществует меньше, чем предыдущий кабинет.

- Годманис на посту премьера занимал свое место. Он действительно пытался удержать страну от падения в пропасть. Насчет Домбровскиса у меня есть большие сомнения, — подытожил Степаненко.

Политолог Ивета Кажока считает, что, прав или не прав Шлесерс по поводу Годманиса, станет ясно на голосовании об утверждении нового правительства в Сейме.

- Если Сейм не утвердит правительство Домбровскиса, то страна может погрузиться в настоящий хаос. И тогда не только политики, но и весь латвийский народ пожалеет, что Годманис ушел в отставку, — сказала она.

По ее мнению, потенциальное правительство Домбровскиса является продолжателем курса предыдущего кабинета.

- Кандидат в премьеры говорит о необходимости урезания бюджета. Думаю, что Годманису пришлось бы делать то же самое, если бы он остался на посту главы правительства. Разница между правительством Годманиса и правительством Домбровскиса состоит в том, что последнему доверяет чуть больше жителей Латвии, — сказала Кажока.

Понятно, что ни Домбровскис, ни кто-либо еще не сможет в одночасье изменить ситуацию в стране и мире. Стоило ли тогда менять одного премьера на другого? Убежден: стоило. Просто потому, что людям надо было выпустить пар — очевидно, что Годманис делал все что мог и, наверное, он был не самым худшим премьером в истории нашей страны. Но для большинства жителей он стал символом экономического кризиса.

Если бы Годманис остался на посту, народ бы этого не понял и, не исключено, снова бы стал выходить на улицы с кирпичами. Эпопея с отставкой премьера и формированием нового кабинета отличный отвлекающий маневр. Но как только обществу надоест этот сериал, он потребует новую ритуальную жертву. И, возможно, возвращения проверенного кризисного менеджера.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!