Foto: LETA
В Латвии гораздо больший процент членов профсоюзов, чем во Франции. И безо всяких безобразий на улицах и популизма они добились большей прибавки к зарплате. Так считает глава Латвийского союза свободных профсоюзов Эгил Балдзенс, который пришел на радио LR-4, чтобы ответить ведущей передачи "Действующие лица" Валентины Артеменко и журналисту портала Delfi Кристины Худенко.

По словам Эгила Балдзенса, несмотря на отсутствие нового правительства, вопрос прибавки к зарплатам в системе здравоохранения удалось решить в максимально возможном объеме: "Только на зарплаты медикам мы добавили 116,9 млн евро. В следующем году врачи будут получать на 180 евро больше, медсестры — на 119 евро. Это рекорд, и раза в четыре больше, чем прирост зарплат за последние годы в любой другой профессии. Если это незаметно, то что тогда, вообще, замечают наши люди?" На уточнение, что далеко не все медики считают это победой, Балдзенс добавил: "Конечно, есть медики, чья зарплата выше четырех средних в народном хозяйстве — они считают, что надо им еще что-то добавить…"

По его словам, и проблема уменьшения социального неравенства сдвинулась с мертвой точки — кроме роста зарплат и самой большой за последние годы индексации пенсий, работники платят меньше налогов. Чтобы платить еще больше, предприятия должны больше зарабатывать. А в Латвии производительность труда в час — 67,2% от среднеевропейской, а рабочая сила оценивается в 45% от средней европейской.

На вопрос, не нужны ли Латвии "желтые жилеты", чтобы рост благосостояния жителей был более резвым, Эгил Балдзенс взялся с цифрами доказать, что латвийские профсоюзы "и без всякого популизма" помощнее французских будут — и количественно, и по результатам.

"В Эстонии в профсоюзах — 19,6 тысяч человек, в Литве — около 50 000, а у нас — 96 000. Это 10% от всех работающих! Притом что во Франции — 8%, а в США — 9%.

Смотрим дальше, какая во Франции минимальная зарплата? 1493 евро. Какой прирост предложил Макрон? 100 евро. В Латвии при "минималке" 430 евро мы добились повышения (нетто) — 58,5 евро.

Мне трудно понять, когда люди не видят результаты нашей работы. Если под эффективностью "желтых жилетов" вы подразумеваете поджег автомобилей, битые витрины и разграбленные магазины — это очень спорное достижение".

Лучшим ориентиром Балдзенс считает Эстонию, где удалось "сделать уровень зарплат таким, что уезжает людей меньше, чем возвращается. Дальше терять молодежь и обученных на деньги государства специалистов, поддерживая богатые государства, мы не можем".

Совсем другое мнение о латвийских профсоюзах высказал социальный антрополог Роберт Килис: "Латвийские профсоюзы не особо сильны и несамостоятельны — они идут на поводу у государства, получают дотации от государственных и международных организаций".

8 декабря в Париже прошла четвертая волна протестов людей в "желтых жилетах". Улицы Парижа патрулировали более восьми тысяч полицейских, им на помощь была пригнана бронетехника. Число протестующих в Париже достигло десяти тысяч человек, по всей Франции бастовали 125 тысяч человек. Правительство страны вынуждено было повысить минимальные зарплаты и заморозить цены на топливо.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!