Едва улеглись волны, вызванные отставкой министра обороны Эйнара Репше, как разгорелись страсти вокруг главной интриги скандала — возможного наказания за разглашение тайны следствия. Как известно, это сделали лидеры Народной партии, и в частности, первое лицо правительства Айгар Калвитис, предавший информацию огласке.
Что разрешил следователь

Напомним, что скандал разразился в среду, 21 декабря, когда глава правительства неожиданно сообщил прессе, что против Эйнара Репше начат уголовный процесс в связи с его финансовыми сделками. Информация о том, что KNAB начал уголовный процесс, поступила к премьеру от главы фракции Народной партии и одновременно руководителя следственной парламентской комиссии Яниса Лагздиньша. Однако, по словам премьера, он решил эти данные перепроверить и обратился к Генпрокурору Янису Майзитису. Тот подтвердил ему эту информацию. После чего глава правительства связался с Эйнаром Репше и попросил его дать оценку сложившейся ситуации. Позже станет известно, что министр обороны прервал этот разговор.

"Телеграф" уже обращал внимание читателей на одну пикантную подробность истории: процесс против Эйнара Репше начал не кто иной, как Илмар Боде, отстраненный на время от работы следователь KNAB, за которого неоднократно вступался премьер-министр. Во-вторых, остается неясным: разрешил ли Боде разглашать следственную информацию?

Стандартная приписка

По версии "народников", Янис Лагздиньш, как глава комиссии по расследованию финансовых сделок Эйнара Репше, обратился в KNAB с запросом, в котором интересовался тем, как идет проверка по делу Репше. На этот запрос следователь Боде ответил письменно и сообщил главе фракции Народной партии, что против Эйнара Репше начат уголовный процесс. Но как заверил "Телеграф" пресс-секретарь KNAB Андрис Витенбургс, в конце своего ответа г-н Боде предупредил, что данная информация не должна разглашаться, а также напомнил о криминальной ответственности, если это требование будет нарушено.

"Это стандартная процедура, — объясняет Андрис Витенбургс. — Так часто случается, когда свидетеля по какому-то делу вызывают на беседу в KNAB и следователь, чтобы продолжить беседу, раскрывает ему информацию, которая известна лишь следствию. Тогда свидетель предупреждается о неразглашении этих данных". В случае с делом Репше представитель KNAB заявил, что дальнейшие действия, а также проверка утечки информации ложатся на плечи Генпрокуратуры.

Пресс-секретарь Генпрокуратуры Дзинтра Витолиня в беседе с "Телеграфом" рассказала подробности разговора премьер-министра и Генпрокурора, после которого Айгар Калвитис и сообщил прессе сенсационную новость: "Необходимо учитывать, что это была не какая-то дружеская беседа, а официальный разговор. Премьер-министр обратился к Генпрокурору и спросил, правда ли, что по делу Репше начат уголовный процесс. Янис Майзитис подтвердил это, так как, согласно Закону о прокуратуре, Генпрокурор должен информировать главу правительства о важных государственных делах".

Слово за прокуратурой

Однако Новое время продолжает настаивать на том, что первые лица Народной партии, разгласив информацию следствия, нарушили закон и должны понести за это наказание. По словам главы фракции Нового времени Карлиса Шадурскиса, за это первым лицам грозят "принудительные работы или штраф в размере 10 минимальных зарплат".

Впрочем, "народники" быстро нашли себе оправдание и заявили, что Айгар Калвитис поступил правильно, так как сообщить информацию о министре обороны было его "политическим и моральным долгом", а также соответствовало его "стандартам открытости". Сам премьер объясняет свой поступок тем, что Генпрокурор не запретил ему разглашать информацию по делу Репше. Поэтому не исключено, что развитие дальнейших событий будет зависеть именно от позиции Генпрокурора, которую он может озвучить в ближайшее время.

ЭКСПЕРТИЗА:

"Что позволено Юпитеру, не позволено быку"

Айнар ПЛАТАЦИС, адвокат:

— В этом деле крайне важно понять: давал ли следователь разрешение на разглашение информации или нет? Без этого нам очень трудно определить, что же произошло на самом деле. И если выяснится, что он разрешил либо премьер-министру, либо главе фракции Народной партии рассказать всем об этой новости, то никаких претензий к Айгару Калвитису не будет. Но если выяснится обратное, то, думаю, политики вновь используют принцип — что позволено Юпитеру, не позволено быку.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!