Следующее воскресенье, 18 марта, может стать днем освобождения Ивана Харитонова - "короля латвийского рэкета", мрачной фигуры периода становления отечественного бизнеса. Но сыщики убеждены: никакого передела в криминальном мире столицы это не повлечет
Восьмилетний срок отсидки, назначенный для Харитонова Верховным судом, еще не истек. Однако 18 марта этот образцовый заключенный, не замеченный ни в одном нарушении дисциплины, переводится на высшую ступень режима отбывания наказания. Что означает: административная комиссия может либо направить Харитонова на более легкий режим (в тюрьму частично закрытого типа), либо вообще освободить.

В связи с этим возникают вопросы: что будет, когда Харитонов окажется на воле? Станет ли он возвращать былое влияние в криминальных кругах насильственным путем? Чем займется? На какие доходы заживет?

Рижские сыщики, опрошенные Кb, единодушны: никаких особых событий, связанных с выходом главы некогда самой серьезной криминальной группировки ЛР, не произойдет. Во-первых, влияние от Харитонова никуда не уплыло: хорошего "авторитета" новая отсидка только украшает. Во-вторых, если бы Харитонов вздумал расправляться с недругами, он сделал бы это умно - руками соратников на воле, пока сам находился за решеткой. Однако его враг N 1 - Тованцев - жив, здоров, корпит над автобиографической книжкой в стиле "Это я, Геничка". Что уж говорить об остальных неприятелях...

В свое время Харитонов сколотил капитал на нефтеторговле, являясь соучредителем следующих предприятий: Brih, TESS AB, Amstrig. Brih было латвийско-шведским предприятием, причем вся страна знала, что название - вольная аббревиатура от "БРИгада Харитонова". Бриховские бензовозы торговали горючим прямо на обочинах рижских улиц в 1992-93 гг. без кассовых аппаратов. Однако СГД осмелилась заметить это вопиющее нарушение только после того, как Генпрокуратура ЛР возбудила дело против Харитонова. Выяснилось, что Brih за все время существования не уплатило ни сантима налогов, что обернулось ущербом для казны в 356 412 Ls.

В 1992 году Харитонов участвовал и в учреждении латвийско-голландского СП Amstrig. Фирма разместилась на территории завода Ремстройдеталь и занялась производством строительных и отделочных материалов. СП прекратило свое существование в 95-м, когда Харитонов находился за решеткой.

В 1994 году, незадолго до задержания, Харитонов стал соучредителем латвийско-шведского предприятия TESS AB. Бизнес сразу пошел на ура: две бензозаправки (на ул. Краста и на ул. Астры) давали пять миллионов долларов в год. Фирма работала с прибылью и в 95-м, когда Харитонов уже сидел. А когда запахло большим сроком и конфискацией, заключенный Харитонов продал свою долю. После чего фирма сразу же перешла в разряд самых крупных госдолжников (задолженность - 178 тысяч Ls). В 1996 году прокуратура обнаружила, что учреждение предприятия происходило с нарушениями, и суд признал TESS AB несуществующим.

К моменту конфискации Харитонов подготовился полностью. Когда судебные исполнители взялись выполнять решение суда, ни о каких принадлежащих осужденному фирмах уже не было и речи. Особнячок в Пурвциемсе, где Харитонов жил, оказался записан на его сестру. А в квартире в Кенгарагсе, являвшейся местом прописки Ивана, стояли только старый шкаф да верстак, заляпанный краской. Конфисковывать было нечего. "Король латвийского рэкета" с удовольствием продемонстрировал государству, что он - голый.

Между тем, по данным голландского Регистра недвижимости, Харитонов (на пару с Валягиным) - совладелец четырехэтажного дома в Амстердаме. Здание было приобретено за 1,6 миллиона голландских гульденов (483 тыс. латов). Платили наличными.

Голландия вообще для харитоновской бригады особое место. В начале 90-х годов в ней осел Виктор Балулис - кассир группировки, после чего счет в "общаке" стал вестись исключительно в гульденах. И хотя Янис Адамсонс в 1995 году (будучи министром внутренних дел) заявил, что латвийским стражам порядка удалось блокировать счета Харитонова в зарубежных банках, это оказалось неправдой. Пресса выяснила, что счета в голландском банке ABN Amro на имя Ивана Харитонова, его жены Лады и Геннадия Валягина продолжали обслуживаться.

По сегодняшним прогнозам полицейских, Харитонов после выхода на свободу вольется в ряды предпринимателей, как это сделали бывшие главари наиболее грозных бригад страны - "пардаугавской" (Борис Райгородский) и "великолукской" (Сергей Григорьев). сложно лишь предугадать, какую сферу выберет Харитонов в бизнесе на этот раз.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !