Foto: LETA

Социолог Мартиньш Капранс оспорил решение Полиции безопасности о прекращении уголовного процесса в отношении евродепутата Альфреда Рубикса (Соцпартия), который позволил себе некорректные высказывания в адрес жертв депортаций. Об этом пишет Latvijas Avīze.

"ПБ можно было бы выдвинуть на ежегодный шуточный приз, если бы это не было так печально. Семь месяцев анализировать и оценивать, чтобы потом предложить настолько слабую правовую аргументацию… Это действительно надо уметь", — заявил ученый.

По мнению Капранса, ПБ не приняла во внимание местную и межународную судебную практику. В связи с этим он обратился в Генеральную прокуратуру с требованием возобновить уголовный процесс. В своем заявлении Капранс не только приводит ряд аргументов за необходимость наказания Рубикса, но и просит признать его потерпевшим в качестве представителя депортированных членов своей семьи.

3 января ПБ прекратила уголовный процесс против Рубикса за его высказывания о репрессиях 1949 года. Процесс был начат летом прошлого года по статье Уголовного закона об оправдании преступлений против человечества. Наказание по этой статье предусматривает лишение свободы на срок до пяти лет, принудительные работы или денежный штраф.

Как сообщили в ПБ, несмотря на то, что высказывания Рубикса носили провокационный характер, действующее правовое регулирование не предусматривает их квалификацию по указанной статье Уголовного закона.

1 мая прошлого года на Гризинькалнсе состоялся митинг СПЛ. В сюжете телекомпании LNT о митинге Рубикс заявил: "Репрессии 1949 года не могут оцениваться однозначно. Многие были репрессированы заслуженно, потому что сотрудничали с фашистами". В обращении к участникам митинга лидер СПЛ также отрицал факт оккупации Латвии, сказав, что ее присоединение к СССР было таким же добровольным, как и вступление в Европейский союз.

Как указывает ПБ, хотя Рубикс заявил о неоднозначности депортаций 1949 года, он не утверждал, что они были легитимными. Несмотря на то, что заявления лидера СПЛ не соответствуют историческим фактам, они не выходят за рамки права на свободу слова.

ПБ подчеркивает, что свобода слова подразумевает право индивидуально трактовать исторические события, в том числе в случаях, когда выводы ошибочны и не соответствуют историческим фактам, если это не противоречит действующим нормам.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!