Foto: EPA/LETA

Латвия "задвинула подальше" проблему неграждан, а не решила ее до конца, заявил в интервью агентству LETA бывший депутат Сейма Александр Кирштейнс (Visu Latvijai! ("Все для Латвии"). "Это акт доброй воли, что в Латвии до сих пор живут бывшие граждане СССР и их потомки, не имеющие гражданства Латвии. Изменив законы, их с таким же успехом можно выдворить", - сказал Кирштейнс.

Он уверен, что референдум о предоставлении гражданства негражданам не имеет под собой юридических оснований и, как и референдум о статусе русского языка, больше напоминает анекдот.

Как напомнил бывший политик, принципы гражданства в Латвии определяет мирный договор Латвии и России от 11 августа 1920 года, ссылка на который имеется и в декларации 4 мая 1990 года о восстановлении независимости Латвийской Республики. Согласно этим документам, гражданство полагается лицам, которые жили на территории Латвии до 1914 года и их потомкам, а также тем, кто заявил о себе в результате оптации в 1920-1921 г., когда любой проживающий в России человек независимо от национальности мог претендовать на гражданство Латвии, и наоборот.

Следовательно, "нулевой вариант" гражданства нельзя вводить простым референдумом - для этого нужно голосование двух третей депутатов Сейма или более половины избирателей.

"Нам нужно честно признать - это акт доброй воли, что в Латвии до сих пор живут бывшие граждане СССР и их потомки, не имеющие гражданства Латвии. Изменив законы, их с таким же успехом можно выдворить", - сказал Кирштейнс. После Второй мировой войны замалчивались преступления СССР, что заставило многих людей в Европе поверить в то, что в странах Балтии осели освободители, не созывалась международная конференция о деоккупации Балтии.

Кирштейнс отметил, что в странах ЕС распространена практика выдворения, и речь идет не только о нелегальных цыганских поселениях во Франции. Дания выдворяет иностранцев за тяжкие уголовные преступления. Таким же образом из Латвии можно выдворить тех нескольких активистов, которые регулярно ездят на конгрессы и семинары в России, а в Латвии инициируют референдумы, подрывающие основы государства.

По словам Кирштейнса, девять из десяти латвийских депутатов плохо знают историю и не в состоянии отразить упреки ЕС и ОБСЕ в дискриминации неграждан. "Нам приходится доказывать ОБСЕ и Совету Европы, что нулевой вариант гражданства в Латвии невозможен, но мы должны признать, что нам не удалось решить эту проблему до конца. Мы, образно говоря, задвинули подальше кучу нерешенных политических проблем, в том числе проблему неграждан", - сказал бывший политик.

В Европе нет ни одной унитарной страны, где было бы два госязыка. В Швейцарии четыре официальных языка, однако их употребление в разных кантонах различается. У уэльсцев, басков, каталонцев есть не только свои языки, но и свои территории со своим самоуправлением. "Но покажите мне, где в Латвии русская территория со своим парламентом", - сказал Кирштейнс.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!