Foto: DELFI

Комиссия Сейма по нацбезопасности пригласила на свое заседание 29 февраля представителей спецслужб — Полиции безопасности и Бюро по защите Сатверсме, чтобы обсудить состоявшийся 18 февраля референдум о признании русского языка в Латвии вторым государственным, сообщил журналистам председатель комиссии Валдис Затлерс.

"Мы проанализируем, как проходил этот референдум, какая есть информация о людях и организациях, прямо или косвенно финансировавших эту кампанию", — сказал он.

На заседании комиссии планируется также обсудить поправки к Закону о всенародном голосовании, предусматривающие регулирование агитации и ее финансирования.

Как уже сообщалось, начальник Полиции безопасности (ПБ) Янис Рейникс указал, что к пожертвованиям нужно причислить также информационную поддержку, оказанную русскоязычными СМИ и телевидением.

В передаче Латвийского ТВ De facto 19 февраля Рейникс заявил, что Владимир Линдерман и второй лидер инициировавшего референдум общества "Родной язык" Евгений Осипов — это только исполнители, а реальными руководителями являются менее известные в обществе люди, например, Александр Гапоненко.

Гапоненко сформировал комитет поддержки общества для координации работы. Люди, входящие в него, имеют тесные связи с политической оппозицией — партиями "Центр согласия" и "За права человека в единой Латвии", сообщила De facto.

Передача сообщила, что Гапоненко является сопредседателем объединенного конгресса русских организаций, поэтому "Родной язык" пользуется поддержкой в городах с большой долей русскоязычных.

ПБ считает, что к пожертвованиям нужно причислить и информационную поддержку, оказанную русскоязычными СМИ и телевидением. В качестве примера Рейникс назвал Первый Балтийский канал, уделявший много времени агитации во время сбора подписей. "Если подсчитать, какие средства истрачены, то, как сказал эксперт, суммы превысят сто тысяч латов", — сказал Рейник.

ПБ не может проверить эту информацию, поскольку закон не устанавливает порядок агитации перед референдумом, указывает De facto.

ПБ не исключает, что деньги на мероприятия референдума могли поступать и через российское посольство в Риге.

"У нас есть подозрения, но подробнее сможем говорить после 31 марта, когда общество "Родной язык" должно представить отчет в Службу госдоходов. Тогда у нас определенно возникнут вопросы", — подчеркнул Рейникс.

Анализом внешних угроз занимается Бюро по защите Сатверсме (БЗС). Высказываются упреки, что оно недостаточно ограничивало действия инициаторов референдума.

Как уже сообщалось, по предварительным результатам референдума, за признание русского языка в Латвии вторым государственным проголосовали 273 347, или 24,9% избирателей, убедительное большинство — 821 722, или 74,8% избирателей, — проголосовали против.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!