Как выяснило на днях Бюро по борьбе и предотвращению коррупции (KNAB), в Латвии две беды — инфляция и коррупция. Партия Новое время пошла дальше и выдвинула гипотезу, что инфляция является порождением коррупции: чем шире распространяется взяточничество, тем чаще переписываются ценники в магазинах. И объяснила, почему.
О взаимосвязи этих двух явлений, по мнению "нововременцев", убедительно говорит статистика. Они приводят данные известного статистического агентства Transparency International, которое ежегодно оценивает страны по упомянутым показателям. Так вот, у стран, входящих в десятку самых некоррумпированных, уровень инфляции — в районе 2%.

А у аутсайдеров (например России, занимающей только 126-е место, или Белоруссии со 107-м местом) ежегодный прирост стоимости товаров составляет 12,7 и 10,3%, соответственно.

Латвия в рейтинге того же Transparency International занимает 51-е место в мире по уровню коррупции, разделяя эту "почетную" ступень с Сальвадором, Коста-Рикой и Маврикием. Одновременно и инфляция в нашем государстве (6,7%, в три раза выше, чем у лидеров) была только в 2005 году. У наших соседей по рейтингу ситуация тоже не лучше. Коста-Рика имеет показатели по инфляции в размере 13,8%, Маврикий — 5%, Сальвадор — 4,7%. А вот наши ближайшие гео-графические соседи кардинально от нас отличаются, причем в лучшую сторону. В Эстонии уровень коррупции значительно ниже, что обеспечивает ей 27-е место в знаменитом исследовании, а посему и инфляция только 4% (за 2005 г.). Литва, также уступающая нам по масштабу взяточничества, в прошлом году повысила цены только на 2,7%.

Далее экономисты Нового времени объясняют на конкретных примерах, как в коррумпированном государстве происходит ценообразование. Получить госзаказ честным путем уже давно никто не пытается — частные фирмы делают это через взятку. И, естественно, потом включают эту "наценку" в издержки проекта. Больше всего таких примеров в строительной отрасли. И именно этот фактор влияет на удорожание жилья, ремонта и других услуг, что вносит свой вклад в рост инфляции по стране. Можно привести пример из сферы торговли. Каждый небольшой производитель в Латвии знает, как трудно добиться, чтобы произведенный тобою продукт попал на полки супермаркетов. Во многих случаях за место нужно платить. И производители включают эти фактически коррупционные издержки в конечную цену. Мы же наблюдаем, как товар на глазах дорожает в магазине. Вот вам и еще один виток инфляции.

Естественно, ни одна взятка не облагается налогами. Взяточник, получив свою тысячу латов, спускает ее на покупки. Если бы это были честно заработанные деньги, то с них удержали бы налог в размере 25%, и на рынок попало бы только 750 латов. Понятное дело, что на тысячу можно купить больше, чем на 750. Выше платежеспособность — круче и цены.

В коррумпированном государстве чиновник, ответственный за финансы, заинтересован потратить как можно больше, поскольку от каждого отпущенного казенного лата что-то оседает и в его собственном кармане. Наглядный пример — ежегодная дележка бюджетного профицита. В результате появляются абсолютно не укладывающиеся в голове у нормального жителя проекты — многомиллионные замки света и интернет-порталы, типа www.latvija.lv, который налогоплательщикам обошелся в 182 тыс. латов, хотя эксперты оценили его создание в несколько тысяч или даже сотен латов.

Государства с низким уровнем коррупции (например Норвегия) распоряжаются излишками разумно — они их не тратят, а откладывают в Фонд будущих поколений. Поэтому и инфляция в Норвегии в четыре раза ниже, как сообщают "нововременцы" — всего 1,6%.

Инесе ВОЙКА, руководитель Providus:

— Коррупция влияет на многие экономические показатели, но ее последствия для государства намного существеннее, чем только лишь инфляция. Конечно, денег, выделяемых для борьбы с этим явлением, явно недостаточно. Но прямой связи между ними я не вижу. Я не согласна с тем, что государство и политики не желают бороться с инфляцией. Желают, только… В общем, это как алкоголики, которые понимают, что пить нехорошо, но рука все время тянется к бутылке. Калвитис и его команда постоянно находят способы, чтобы обвинить руководство KNAB и саму организацию в невыполнении своих обязанностей. Вот и последние обвинения в том, что из учреждения утекает тайная информация, конечно же, мешают работе бюро. Но делается это вовсе не для того, чтобы притормозить борьбу с коррупцией.

Райта КАРНИТЕ, экономист ЛАН:

- Нет прямой взаимосвязи между этими двумя понятиями. Какая разница, каким путем деньги попадают на рынок? Допустим, если из предназначенных на какое-то дело средств 80% идет на его реализацию, а 20% — оседает в кармане коррумпированной личности, то все равно все 100% попадают обратно на рынок. Так какая разница, откуда приходят деньги — из рук честных работников или взяточников? На самих деньгах не написано, каким путем они добыты. Я не оправдываю коррупцию, просто показываю, что конкретной связи нет. Инфляция зависит от размера средств, приходящих в государство. И ведь много денег вкладывается в нашу экономику честным путем — кредиты, средства структурных фондов, инвестиции в развитие. Чем больше денег мы получаем, тем выше инфляция.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!