Намеченное на сегодня заседание Конституционного суда, на котором будет рассмотрено заявление о возможном несоответствии Лиссабонского договора Сатверсме, вызвало огромный общественный интерес.
По словам представителя Конституционного суда Лины Ковалевски, на заседании хотят присутствовать должностные лица из нескольких министерств, представители других госструктур, студенты, журналисты и многие др.

Желающих лично услышать мнения сторон (сегодня планируется дать высказаться и истцам, и представителю Сейма Лаурису Лиепе) так много, что рассчитанный на 60 человек зал, где развернется спор о соответствии Лиссабонского договора ЕС латвийской Конституции, может не вместить всех желающих.

Ковалевска пообещала дополнительные посадочные места и выразила надежду, что никто за дверьми зала не останется.
Интерес к процессу вполне понятен, поскольку речь идет не только об оценке действий латвийского парламента, но и об отношениях нашей страны с Евросоюзом в принципе.

Податели иска — 13 человек, половина из которых входят в партию "Новые демократы", просят оценить Конституционный суд, не нарушает ли Лиссабонский договор и сам процесс его ратификации в Латвии Основной закон страны. В частности, они ссылаются на 101-ю статью нашей Конституции, которая гласит: каждый латвийский гражданин имеет право в соответствии с законом заниматься государственной или муниципальной деятельностью, а также нести государственную службу. В принятии Лиссабонского договора без предшествовавшего всенародного голосования истцы усматривают нарушение права граждан на участие в государственной деятельности.

В свою очередь Сейм в ответе Конституционному суду указал: если бы законодатель хотел в обязательном порядке предусмотреть всенародное голосование в случае, когда по какому-то договору происходят существенные изменения в отношениях Латвии и ЕС, он бы соответствующим образом сформулировал 68-ю статью Сатверсме.

Четвертая часть этой статьи делегирует права инициирования референдума не Сейму как инстанции государственной власти, а депутатам парламента как группе представителей народа.

Таким образом вопрос о референдуме находится фактически в компетенции депутатов (в количестве 50 человек), а не Сейма в целом. То есть парламент может организовать всенародное голосование в случае, если подан соответствующий проект, подписанный не менее чем половиной слуг народа. Если такого проекта нет, то и голосования нет.

Грядущему процессу уже посвящена целая статья на сайте инициаторов разбирательства — demokrati.lv. Где, в частности, говорится, что у народа было право самостоятельно оценить выгоды Лиссабонского договора. Если бы Сейм был заинтересован в информировании населения, он бы организовал соответствующую кампанию, как это было сделано, например, перед референдумом о вступлении в Евросоюз.

Тут же упоминаются и неприятные стороны рассматриваемого документа — в частности, утверждается, что у малых стран будет гораздо меньше возможностей влиять на исход голосования по тем или иным общеевропейским вопросам, а Германия, Франция, Великобритания и Италия, наоборот, смогут заблокировать практически любую не выгодную им инициативу.

Напомним: подписанный в декабре 2007 года Лиссабонский договор меняет нынешние принципы существования Евросоюза и призван улучшить деятельность учреждений ЕС и процесс принятия решений, а также усилить конкурентоспособность Евросоюза в мире. В качестве одного из существенных изменений называют повышение роли национальных парламентов в процессе принятия решений ЕС.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!