Отношение к социальной системе, понимание причин бедности и экономической стабильности лишь в небольшой степени зависит от социальной группы, к которой принадлежит человек. Разница в образовании, уровне доходов, национальной принадлежности и т.д. практически не влияет на оценку социальной среды в Латвии.
Такие выводы содержатся в сборнике научных работ, составленном латвийскими, эстонскими и норвежскими исследователями в рамках проекта "Бедность, социальная помощь и социальное включение" (Poverty, Social Assistance and Social Inclusion, университет прикладных социальных исследований Fafo, Латвийский университет, Тартуский университет). Авторы работы пытались определить социальные группы, которые следует считать отверженными; уточнить, как видят ситуацию люди, входящие в эти группы; а также изучить индикаторы бедности и их влияние на расслоение общества.

Согласно данным исследования, начиная с 1991 года в Латвии наблюдается драматическое расслоение населения по уровню доходов. Коэффициент джини (характеризует дифференциацию денежных доходов населения в виде степени отклонения фактического распределения доходов от абсолютного равного их распределения между всеми жителями страны; чем выше — тем сильнее расслоение общества) в 1988-89 году составлял 0,23, а в 1998-99 — 0,32 (уровень Франции, значительно выше, чем Скандинавии).

Согласно данным проведенного в 2005 году опроса, подавляющее большинство жителей страны полагает, что расслоение должно быть значительно меньшим (69%) или немного меньшим (23%). При этом большая часть социальных групп оценивает ситуацию примерно одинаково — так, мнение людей с высокими доходами или хорошим образованием и тех, кто экономически малообеспечен или имеет начальное образование, в целом совпадает. Исследователи отмечают, что нелатышское население и неграждане в целом относятся к расслоению более терпимо, чем латыши. Объясняется это, в частности, тем, что сельские жители (в основном, латыши), испытывают большие экономические трудности по сравнению с горожанами.

Кроме того, исследователям удалось выяснить, как сами малообеспеченные жители Латвии объясняют свою жизненную ситуацию. Большинство объясняет свою бедность системными причинами: социальной несправедливостью (43%) и неспособностью соответствовать требованиям современного общества (19%). Индивидуальные проблемы в качестве основных назывались реже: лень — в 17% случаев, несчастливое стечение обстоятельств — в 14%. Еще 8% опрошенных не смогли ответить на поставленный вопрос.

Интересно, что оценка причин бедности в разных социальных группах в целом едина, и за пределы статистической погрешности выходят только различия между этническими группами. Так, латыши чаще ищут причины бедности в себе, тогда как жители некоренной национальности — в проблемах всего общества.

В целом авторы исследования полагают, что в латвийском обществе явно не хватает социальной защищенности. Резко негативное отношение к социальному расслоению характерно для стран с социалистическим прошлым, и либерально настроенным властям страны за 15 лет не удалось смягчить ситуацию в этой сфере. Предполагается, что позитивные изменения придут с развитием экономики Латвии. Кроме того, отношение к социальным вопросам среди разных этнических групп показывает, что нелатышское (славянское) население Латвии не может рассматриваться как социалистически ориентированное — оно "держится за советское наследие" даже в меньшей степени, нежели представители коренной национальности.

Презентация проекта в Латвии состоится 22 декабря в 12.00 в помещениях Факультета социальных наук ЛУ (Ломоносова 1а).

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!