Фото: F64

Недавнее интервью мэра Риги Мартиньша Стакиса ведущей телеканала "Дождь" Екатерине Котрикадзе о демонтаже памятника в Пардаугаве и российских визах вызвало неоднозначный отклик в латвийской аудитории. Режиссер Алвис Херманис счел это интервью тенденциозным, уловил в нем ноты российского империализма и предложил Службе госбезопасности присмотреться к российскому телеканалу. Другие латвийцы выступили в защиту Котрикадзе — она задавала наболевшие в русскоязычной среде вопросы, а Стакис изложил латвийское видение. В программе ЛР-4 "Действующие лица", отвечая на вопросы Валентины Артеменко и журналиста Delfi Кристины Худенко, мэр Риги поддержал "Дождь".

"Я думаю, что те, кто сейчас нападает на телеканал "Дождь" или госпожу Котрикадзе, нечестны, — сказал Стакис. — Если кто и мог обидеться на это интервью, то это я. Но когда иду говорить на телестудию или на радио, я не жду, что меня будут гладить по голове. Я ожидаю вопросы, важные для аудитории. Интервью было корректным, у нас была возможность обсуждать острые вопросы. Сам телеканал "Дождь" для Латвии — огромная возможность, у них 3,5 миллиона подписчиков, миллион — на кабеле, вчера было 350 тысяч просмотров в Youtube. Нам надо относиться к этому, как к возможности. Я никогда не дал бы такое интервью российскому пропагандистскому каналу — мне бы не позволили это говорить".

Говоря об отношении к русским и русскому в Латвии, Стакис согласился с тем, что война отношения усложнила. "Мы видим, что те, кто отрицает войну в Украине — не только русские, но и латыши. Как и ситуация с Covid-19 — это вопрос, который разделяет общество, и нам надо говорить друг с другом больше, сохраняя спокойствие и объясняя свою позицию", — прокомментировал Мартиньш Стакис. Он считает, что должностным лицам надо говорить на эту тему больше.

Комментируя тему сноса памятника в Пардаугаве, Стакис заявил, что по Закону о сносе все вопросы по нему должен был решить Музей оккупации. Рижская дума только выполняет его решения. Если музей пришел к выводу, что ему элементы памятника не нужны — значит, его можно сносить. Решение о том, проводить или не проводить художественную экспертизу, должен был принимать музей.

Ранее в интервью телеканалу "Дождь" Мартиньш Стакис заявил, что памятники советским солдатам на местах захоронений будут в Латвии всегда. "Я могу пообещать, что мы никогда не тронем те памятники, которые находятся на захоронениях солдат. Я сам солдат, я доброволец латвийской армии. Для меня это важно. Когда я работал в Министерстве обороны, мы каждое 8 мая возлагали цветы ко всем памятникам, вне зависимости от того, где воевал солдат. Такие памятники в Латвии всегда будут", — рассказал градоначальник.

Стакис также подчеркнул, что идея о сносе памятника в Пардаугаве не новая. Она появилась еще в 1991 году, но к ее реализации приступили только сейчас. Мэр пояснил, что для этнических латышей этот памятник напоминает о советской оккупации и не ассоциируется со свободой.

Интервью Стакиса "Дождю" вызвало противоречивую реакцию. Известный театральный режиссер Алвис Херманис в своем профиле на фейсбуке после интервью Стакиса написал, что деятельность "Дождя" больше похожа "на брутальную политическую манипуляцию", которая противоречит интересам Латвии, и предложил спецслужбам присмотреться к работе канала. Вчера режиссер сообщил, что "Дождь" пригласил его изложить свою позицию в их эфире, но он отказался, потому что "во время войны не дает интервью российским пропагандистским телеканалам".

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !