Некое АО Rigas buvbiedriba заявило о своих правах на в буквальном смысле слова золотую землицу в Межапарке. Районный суд эти права признал. И если бы не американское посольство, которое одновременно подало заявку на эту территорию, широкая общественность, возможно, так и не узнала бы об этом.
"Бабушкины гектары"

Квадратный метр земли в районе Кишэзерса стоит сегодня около 100 латов, и обещают, что цены тут будут только расти. Поэтому неудивительно, что на кусочек дорогой земли площадью 16 га нашлись наследники акционерного общества Rigas buvbiedriba. То, что его следы теряются в тревожном 1943 году, не смутило районный суд Видземского предместья. И он подтвердил, что созданное в нынешнем году АО — наследник того, прежнего…

Рижская дума обратилась в Верховный суд с просьбой пересмотреть право нового АО на наследственные земли.

- Пошли мы в июне в архив, чтобы взять справку насчет земли, на которой стоит наш гаражный кооператив, — рассказали нам читатели, которые с советских времен состоят в гаражном кооперативе "Звезда" на улице Эзермалас, 5.

В справке, выданной кооперативу госархивом, как раз и значится территория площадью 16 га. "Не на нашу ли землю позарились наследнички?" — заволновались собственники гаражей. Тут же вспомнили, что подготовка плана земли под гаражами необъяснимо долго затягивалась, а узкие полоски земли между жилыми двенадцатиэтажками стали срочно продаваться.

Вот текст старого документа: "Согласно покупке 2 июня 1899 года права на участок земли принадлежат обществу Rigas buvbiedriba с сохранением у города Риги права первой руки. 26 октября 1937 года АО RB названо совладельцем земли". И в завершение: "Согласно составленной 6 апреля 1940 года записи в отделении Рижской земельной книги право на участок 5-й Рижской городской ипотеки отменяется и записывается за АО RB ".

Тогда владельцы гаражей направились в Госагентство недвижимости и получили информацию, что преемники RB претендуют не только на 16 га пустой земли вокруг Кишэзерса, но и на землю, на которой в последующие годы построены здания, в том числе жилые высотки на Эзермалас.

"Рога и копыта"

Как всегда, читатели выводят "Час" на серьезную проблему с другой, социальной, стороны. Многие аспекты этой проблемы вызвали серьезные вопросы у юриста Владимира Васильева.

Первое — правопреемственность юридического лица. По всей видимости, акционерное общество RBпрекратило свое существование в годы войны и в советские времена его не было. А о правопреемственности могут говорить только такие организации, как ВЭФ, который существовал как юридическое лицо и при царе, и при Карлисе Улманисе, и в советское время.

Второе. RBискало правопреемников среди родственников акционеров. А ведь они могли продать акции, подарить. Тем более что новое АО представляет только 19 процентов наследников акционеров.

Третье. Судя даже по документу, представленному читателями "Часа", земля, на которую претендует новое RB, могла быть с ограничениями — с правом первой руки города. В законе "О денационализации" о возвращении в собственность земли с ограничениями ничего не говорится.

Есть и еще один аспект, которому суд не придал значения. Денационализация вернула землю и дома физическим лицам, но акционерное общество — лицо юридическое, а на них этот закон не распространяется.

Собственность общественным организациям типа студенческих корпораций и акционерных обществ типа книжного магазина Valters un Rapa была возвращена с благословения Сейма. Признав права физических лиц на собственность лица юридического районный суд по сути дела сказал новое слово в законотворчестве.

Что наследники?

Председатель правления нового АО Rigas buvbiedriba Ральф Берзиньш рассказал "Часу", что их позиция выражена в открытом письме на сайте общества. А в нем руководство сожалеет, что в прессе создается ажиотаж вокруг этого дела. Поскольку речь идет всего лишь о законном праве наследников земли.

- Но почему для заявления о правах собственности наследникам понадобилось свыше 10 лет с момента принятия закона "О денационализации"? — поинтересовался "Час" у Ральфа Берзиньша.

Председатель правления объяснил это тем, что инициатор возврата собственности (имени его он не назвал) долго искал родственников первых акционеров, без которых нельзя было восстановить акционерное общество и заявить о своих правах на собственность.

- Мы претендуем на пустующую землю, которая не зарегистрирована в Земельной книге, — добавил Ральф Берзиньш.

Что Рижская дума?

Депутаты самоуправления считают, что факт претензий недоказанных преемников негативно сказывается на репутации власти. Председатель комитета городского развития Андрис Америкс высказался следующим образом:

- Такое "возвращение собственности" вызывает у жителей подрыв доверия к закону. Факты, когда кусок земли так вот запросто могут забрать у государства, должны вызывать озабоченность у парламента, который принимает такие законы. Нельзя же до конца света разрешать подавать заявки на возвращение собственности и искать родственников старых владельцев!

Депутат сообщил, что сейчас идет расследование по АО Rigas buvbiedriba . Почему чиновники, которые были в курсе дела о заявке на землю, не сигнализировали в Рижскую думу? Они могли остановить процесс на этапе, когда суд признавал родственников, а должностные лица на суде присутствовали как свидетели.

- Это пахнет мошенничеством, и мы подали жалобу в Верховный суд, а Сейм в свою очередь должен изменить законодательство, чтобы государство в конце концов вообще не осталось без земли, — считает Андрис Америкс. — С районными судами у нас бывают проблемы, но до следующей весны в дело должна быть внесена ясность.

Начальник юридического управления Рижской думы Янис Лиепиньш прокомментировал "Часу" положение вещей с наследством довоенного АО:

- Районный суд Видземского предместья признал юридический факт преемственности прав на землю в Межапарке. Не берусь оценивать это решение. Рижская дума подала в Верховный суд протест, а Окружной наложил запрет на строительство и использование спорной земли.

Это дело надо рассматривать в комплексе. В первую очередь следует уточнить, являются ли наследники законными и могут ли они претендовать на эту землю. Кроме того, надо обратить внимание на вопрос, можно ли передавать землю 19 процентам наследников АО?

- Хочу уточнить, — отметил Янис Лиепиньш, — что речь идет не о земле самоуправления, а о невостребованной земле, которая не принадлежит ни юридическим, ни физическим лицам. Другое дело, что дума хотела просить государство использовать эти земли в качестве компенсационных.

Возвращение земли в данном случае — это опасный прецедент, который может завести в тупик и вызвать хаос, если родственники прежних владельцев начнут требовать для себя землю под жилыми, государственными и общественными строениями. Закон "О земельной реформе в городе" должен в конце концов назвать последние сроки для претензий наследников и завершить процесс возвращения земли.

Публикуется в сокращении Delfi. Полная версия здесь.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!