Государство намерено инвентаризировать личное имущество жителей Латвии и создать базу данных, в которой будут храниться сведения о наших накоплениях. Предлог обычный: борьба с коррупцией и "теневой экономикой".
Совет по предотвращению коррупции при Министерстве юстиции готовит законопроект, согласно которому с 1 мая 2002 года каждому жителю Латвии придется заполнять так называемую "нулевую декларацию". До сих пор подобная практика распространялась только на должностных лиц и их родственников. После того, как закон будет принят Сеймом, "под колпаком" у Службы госдоходов и Бюро по защите Сатверсме будет вся страна.

Тотальная инвентаризация

Государство желает знать все о наших денежных сбережениях, ценных бумагах, предметах антиквариата, художественных работах, драгоценных металлах, коллекциях и других ценностях. Людям придется также указывать недвижимое имущество за рубежом, зарегистрированные за границей транспортные средства, долю капитала в заграничных предприятиях. Одним словом, все имущество, которое не облагается налогами или не находится в уже существующих базах данных.

О минимальной сумме ценных вещей, которые надо будет декларировать, пока говорить рано, вопрос обсуждается. В законопроекте фигурирует сумма, "превышающая 10 тысяч латов" для денежных средств и ценных бумаг и "превышающая 20 тысяч латов" для предметов антиквариата и художественных работ. Драгоценные металлы, камни и коллекции интересуют государство, если их стоимость превышает 5 тысяч латов. Стало быть, людям будет выгодно вкладывать наличные средства в антиквариат и избавляться от драгоценностей. И что самое интересное, как будут оцениваться антикварные ценности, ведь в Латвии нет ни четких критериев, по которым должна проводиться подобная оценка, ни достаточного количества специалистов, которые могли бы этим заниматься. За основу будет приниматься так называемая "рыночная стоимость" либо субъективная оценка собственника.

Слишком многие ищут "тень"

По замыслу авторов закона о нулевой декларации собственности физических лиц, все эти меры необходимы для того, чтобы не только контролировать ту часть собственности, о которой нет сведений в государственных регистрах, но и противостоять "отмыванию грязных денег". Кроме того, такая система якобы облегчит сбор доказательств при расследовании преступлений.

"Нулевая декларация", возможно, и в самом деле облегчит работу следователям. Однако те, кому есть что скрывать, найдут "лазейки". К примеру, СГД может узнать, какая сумма хранится на счете в банке, однако невозможно проверить счет на фондовой бирже.

Однако "тень" ищут не только крупные воротилы. Не секрет, что многие получают зарплату в конвертах. Это тоже теневая экономика, и ее причины "нулевая декларация" не в состоянии устранить. Во-первых, суммы зарплат весьма невелики, и зачастую даже этих утаенных от налоговой службы средств едва хватает, чтобы свести концы с концами. Во-вторых, чаще всего это происходит по желанию работодателей, которые не хотят платить свою долю социального налога за своих работников. В-третьих, налоговое бремя год от года увеличивается.

С помощью "нулевой декларации" вряд ли можно будет одолеть "теневую экономику", которая, по подсчетам Министерства финансов, сейчас составляет 40 процентов от ВВП.

Контроль за контролерами

База данных будет находиться в распоряжении СГД. Доступ к ней получат только избранные работники Бюро по защите Конституции, Совета по предотвращению коррупции и некоторые работники Генпрокуратуры. Рядовой инспектор сможет ознакомиться с содержанием нулевой декларации только с разрешения суда. Впрочем, как оно будет на самом деле, не знает никто. Этот порядок будет прописан отдельно, в правилах Кабинета министров.

Но ясно одно: база данных об имуществе всех жителей Латвии представляет собой большой соблазн. Рассказав государству о своих сбережениях, жители оказываются в зависимости от честности имеющего доступ к базе данных чиновника, который — хотя бы теоретически — может поделиться сведениями с ворами-домушниками.

К тому же данные "имущественной переписи населения" время от времени будут требовать проверки. Для этого, вероятно, придется увеличить армию чиновников. И нет никакой гарантии, что сама процедура проверки не превратится в еще один рассадник коррупции. Тут придется либо платить высокие оклады инспекторам, либо смириться с тем, что они будут брать взятки, помогая людям скрывать сведения об их имущественном положении. Поскольку оценка имущества будет носить субъективный характер, оценить справедливость какой-либо сделки по купле продажи будет очень трудно.

Презумпция против богатых

Государство даст нам лишь полгода на заполнение деклараций. После этого наступит время карательных мер по отношению к тем, кто ошибся или же сознательно не указал какое-либо имущество. Если выяснится, что человек владеет большими средствами, чем он указал в декларации, то в ход вступает "легальная презумпция": человеку придется доказывать, было ли добро нажито честным путем, а не государству — раздобывать факты, свидетельствующие об обратном. И так — до конфискации имущества. Наказывать будут и тех, кто завысит сумму нажитого. Последнее также будет распространенным явлением, поскольку в этом случае в распоряжении человека будет некая гарантия для "теневых" накоплений.

К нарушителям будут применять дифференцированную систему штрафов, согласно которой ему придется выплачивать определенные проценты с той указанной им суммы, которая не должна облагаться налогом. При этом общая сумма штрафа не будет превышать 500 латов. Заместитель парламентского секретаря Министерства юстиции Гунарс Кутрис не скрывает, что закон о нулевой декларации, равно как и весь пакет антикоррупционного законодательства, "направлен против определенного социального слоя". Тому, кто к этому слою не принадлежит, не следует волноваться.

Однако история уже знает примеры, когда стремление к социальной справедливости вырождается в свою полную противоположность.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!