Foto: DELFI
С 1 апреля 2018 года в Латвии действует закон о социальном предпринимательстве. Одними из первых — еще до разработки и утверждения этого закона — в этот особый вид бизнеса пришли лиепайские энтузиасты, Татьяна Тарасова и Яна Петренко. Главная цель их проектов не просто зарабатывать, а решать наболевшие проблемы общества: социализировать и обучать трудных подростков, предоставлять работу молодым мамам, поддерживать детей-аутистов и их семьи, информировать общество о проблеме аутизма.

В этом году в Лиепае будет открыто первое в стране молодежное кафе, а в далеко идущих планах Татьяны — создание центра по работе с детьми-аутистами и центр по уходу за пожилыми людьми.

От Karosta Kids до "Дома надежды"

House of Hope или "Дом надежды", которым руководит Татьяна Тарасова, открылся 23 ноября прошлого года. Этот проект удалось осуществить благодаря упорству и настойчивости Татьяны и ее единомышленников и при финансовой поддержке норвежского общества Håp For Alle ("Надежда для всех"). А начиналось все много лет назад с квартиры Татьяны в Военном городе.

Семья Татьяны жила в Военном городке — довольно сложном с социальной точки зрения районе. Здесь проживает много малоимущих семей, в которых зачастую не хватает денег даже на еду, не говоря о том, чтобы отправлять детей заниматься в какие-нибудь кружки или секции.

Foto: DELFI

"К дочке домой часто приходили друзья, чьи семьи переживали сложный период. Кто-то приходил просто помыться в теплой ванне, кто-то посмотреть кино. И как-то собиралось все больше и больше народу, потом мы по субботам стали проводить вечерние киносеансы. В итоге, в нашей квартире просто уже не хватало места, где можно посидеть. Тогда мы обратились в Лиепайскую думу и попросили выделить нам помещение, но пустующих в тот момент не оказалось. Но зато нам удалось найти помещения здесь же в Военном городке, на ул. Турайдас, где мы в 2012 году и организовали центр Karosta Kids, работающий с подростками", — вспоминает Татьяна.

"Это наше представление о социальной ответственности. В обществе как принято говорить, когда видят трудных детей? Преступник, наркоман, токсикоман, бродяга, детдомовец. Многие так говорят, но многие ли задумываются, что случилось с этими детьми? Почему они стали такими? Я сама из интерната. Прекрасно понимаю причины. Знаю, как тяжело вырваться из этого мира, из этой системы, когда у тебя нет поддержки. Это практически невозможно. Поэтому так важно, чтобы рядом оказались те, кто поверит тебе и протянет руку помощи", — рассказывает Тарасова.

Людей становилось все больше: Татьяна смогла привлечь волонтеров, которые помогали ей заниматься с детьми, обучать их, развивать их навыки, а иногда и просто помогали делать уроки. В Karosta Kids было так заведено: если поддержали тебя — ты обязательно поддержишь другого. Этот принцип лежит и в основе и выросшего из общества Karosta Kids — House of Hope.

Foto: DELFI

"Дети, которые ходили в общество в Военном городке, уже выросли, создали свои семьи, нашли работу, но продолжают помогать. Это как преемственность поколений: от старшего передается младшему, то есть социальная ответственность становится нормой поведения: "Мне помогают — я помогаю — я хочу помогать другим". В этом главный принцип: не "я должен помогать", а "я хочу помочь". Это должно происходить не только под влиянием каких-то внешних факторов, но и идти откуда-то из глубины души", — считает юрист Яна Петренко, которая вместе с Татьяной Тарасовой являются послом социального предпринимательства.

Вскоре помещения на улице Турайдас уже не вмещали всех желающих. Когда Татьяна стала искать новый дом, на помощь пришли норвежские друзья — семья Абрахамсен, которая хотели поддерживала работу с молодежью и центр родителей и детей. В итоге, обществу купили и подарили особняк на ул. Ригас — рядом с железнодорожным вокзалом. Много средств и сил ушло на то, чтобы из запущенных руин сделать современный центр со множеством кабинетов, спортзалом, залом для репетиций, мастерской, где шьют специально разработанные Татьяной Тарасовой книжечки для аутистов.

"Мы окончательно переехали на улицу Ригас, хотя очень хотели сохранить филиал и в Военном городке. Но мы понимаем, что пока для нас это слишком неподъемная сумма: оплачивать содержание нашего нынешнего дома и платить за аренду в Каросте. Очень надеюсь, что мы все-таки сможем со временем снова открыть там филиал, чтобы подростки всегда могли иметь поддержку", — рассказывает Татьяна.

Специальная книга для "людей дождя"

Идея о социальном предпринимательстве появилась у Тарасовой, когда об этом виде бизнеса только начинали говорить в Латвии. Несколько лет назад появились энтузиасты, которые задумались над тем, как наладить в стране производство товаров или оказание услуг, чтобы привлечь внимание и попытаться решить острые социальные проблемы, а также оказывать пользу обществу.

"Мы с Яной являемся послами социального предпринимательства. Ездим по Латвии, встречаемся с коллегами, делимся опытом, рассказываем, как создать социальное предприятие, как оно работает, что оно может дать не только в смысле прибыли, а обществу в целом. Мы сами активно черпаем идеи у других, встречаемся с такими же послами соцпредпринимательства из Риги, Елгавы, Цесиса, Даугавпилса. В наших начинаниях нас очень поддержал Британский Совет (British Council)", — рассказывает Татьяна.

Согласно латвийскому законодательству общество не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью. Для того, чтобы максимально обеспечить нужды общества, Тарасова создала компанию Tanyta — первое в Лиепае предприятие в сфере социального предпринимательства.

"Наше направление — оказание поддержки детям-аутистам и их родителям, информирование общества о проблеме аутизма. Эта идея жила со мной много лет. В 2016 году я разработала специальную книгу из фетра, которая должна стать не только средством коммуникации для детей-аутистов с воспитателями и родителями, но и один из способов рассказать, что из себя представляет аутизм для более широкой публики. Все цвета в книге подобраны не случайно. Тут есть и детали, благодаря которым можно распланировать день ребенка и подготовить его к какому-то событию. Этим деткам крайне важно знать следующий шаг. Информации об аутизме много, но еще больше неверных интерпретаций", — поясняет глава предприятия Tanyta.

Foto: DELFI

Книга получила поддержку на конкурсе идей в странах Балтии и Скандинавии. Татьяна получила все необходимые сертификаты на соответствие книги стандартам. Заниматься выкройками и шитьем книг смогут молодые мамы, приходящие в центр. Когда фирма начнет работать на полную мощность, к работе можно будет привлечь пять-шесть человек. Но на развитие производства надо получить грант.

"Важно не только трудоустроить людей, но и рассказывать об аутизме. Многие по незнанию настроены к детям с таким недугом отрицательно. Наша задача убедить общество, что отвергать детей с аутизмом нельзя. То, что мы выбрали это трудное направление, это не дань моде, это наш пример социальной ответственности. Наша мечта — открыть в Лиепае центр поддержки детей-аутистов. В нем есть реальная потребность: к нам уже обращались и родители этих детей, и помощники. Надо понять, что этот центр может также стать и местом для практики будущих педагогов и психологов", — подчеркнула Яна Петренко.

Молодежное кафе: шанс стартовать в новую жизнь

Но вернемся к дому на ул. Ригас. Когда норвежцы покупали эту недвижимость, на территории находился киоск, который общество выкупило у владельцев", — поясняет Петренко, которая выступала в этом проекте на волонтерских началах. Все долго думали, как использовать доставшийся киоск, и пришли к выводу, что лучшим решением станет создание молодежного кафе — Youth Cafe, в котором могли бы работать и получать первый свой рабочий опыт в первую очередь, подростки и молодежь.

Foto: DELFI

"Открытие этого кафе предоставило бы нам возможность развиваться еще больше. Сейчас из-за налоговых нововведений поддержка общества со стороны сократилась на 40%, поэтому мы надеемся сами зарабатывать на свои проекты. Специальное оборудование для кафе нам подарили друзья из Германии, проведены вода и электричество. Здесь будет продаваться кофе, булочки, хот-доги. Еще одно наше направление — изготовление сувениров, которые также призваны напоминать об аутизме. Сувениры тоже можно будет приобрести в нашем кафе. Если все получится, то уже к концу месяца мы сможем открыться. Кто знает, если в Лиепае все пойдет хорошо, потом такие кафе могли бы образовать сеть. У нас есть партнеры с Украины, которые также уже заинтересовались открытием подобного социального предприятия", — поясняет Татьяна Тарасова.

В будущем рядом с кафе может появиться терраса. С учетом, что рядом с Youth Cafe расположены железнодорожный вокзал и автовокзал, а также и тот факт, что в Лиепае начался курортный сезон и время музыкальных фестивалей, в город поедут тысячи туристов. Как это скажется на работе кафе — покажет время. Но Яна и Татьяна полны оптимизма и уверены, что дело будет успешным.

"В этом году у нас уже 10 ребят прошли обучение работе с кассовым аппаратом. Для них бы работа в кафе стала отличной практикой. Думаю, что на такой благоприятной почве многие получат толчок к дальнейшему развитию. Они поймут, что могут не только что-то брать, но и отдавать", — резюмировала Татьяна Тарасова.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!