Foto: LETA
Первый год Андриса Берзиньша на посту президента характеризует отсутствие четкого фокуса и политический минимализм, а также сдержанность «без желания стать королем», считают эксперты, опрошенные порталом Delfi.
Как заявил социолог Айгар Фрейманис, Берзиньш - первый президент современной Латвии, который родом с сельской местности. Возможно, этим объясняется простой стиль поведения, который сближает его с народом. Однако жаль, что простые и смелые высказывания Берзиньш делал лишь иногда.

«Как профессионал банковской отрасли, он смело высказывался о кризисе Latvijas Krājbanka. Однако, в основном, он действует в жанре политического минимализма», - считает Фрейманис.

Эксперт также полагает, что в работе президента нет четкого направления. «Мое пожелание на будущее - четче обозначить фокус и направление, которому уделяется главное внимание, точнее обозначать тематику за пределами привычных фраз», - сказал он.  

Политолог Ивар Иябс считает, что Берзиньш благоразумно не вмешивался в ситуации, которые не пропустили бы его предшественники. «Главная заслуга президента - способность избежать дополнительной нестабильности в и без того нестабильной политической среде», - полагает профессор. Иябс также считает, что Берзиньш действует достаточно самостоятельно, не подчиняясь «стадному инстинкту». Например, он осмелился призвать к примирению ветеранов противоборствующих сторон, что вызвало недовольство националистов. Берзиньш также мудро действовал в период после роспуска Сейма, когда у него было право определять повестку заседаний парламента. «Короче говоря, в случае Берзиньша мы имеем дело с политиком. Лучшим или худшим, но всё же политиком», - сказал Иябс.

Финансист Гирт Рунгайнис признает, что Берзиньш - самый компетентный из президентов Латвии, если речь идет об экономике и народном хозяйстве. Однако от него следует ожидать более убедительных результатов. «Желаю президенту работать и добиться, чтобы не только комментировать или реагировать, но и больше участвовать в формировании политики», - сказал Рунгайнис.

В свою очередь эксперт по этикету и протоколу Ирма Калниня считает, что Берзиньш - «демократичный, а не королевский» президент, которого не интересуют помпезные атрибуты. «Есть люди, которые хотят, чтобы президент был как король с осанкой, манерами и поведением. У Андриса Берзиньша этого нет и никогда не будет. Меня радует, что человек это осознает и не изображает то, чего нет», - сказала она. С другой стороны, трудно ожидать от Берзиньша современного стиля поведения, так как это человек старшего поколения.

Решение отказаться от эскорта с мигалками, резиденции и зарплаты показывает, что президента не интересует «вся эта помпа». «Он доступен, с ним можно говорить как с нормальным человеком», - считает эксперт. Калниня напомнила, что вопрос о семейном статусе Берзиньша больше не поднимается. В особо важных случаях его супруга всё-таки участвует в протокольных мероприятиях.

С другой стороны, выступление на Генеральной ассамблее ООН показало, что Берзиньш плохо знает английский язык и может быть неловким. Но не стоит забывать, что никто не идеален. Тем более, что английский язык президента за последнее время улучшился, добавила она.

Оригинальная версия статьи на латышском языке доступна здесь
.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!