Foto: LETA
В одном самоуправлении бюджет — как личный кошелек, в другом можно запросто сэкономить миллион, в третьем есть фиктивные работники, но говорят, что "так и надо", в четвертом вообще не знают, что деньги надо считать. Не лучше и на уровне государства, где бюджет сперва планируют как надо, а потом принимают как всегда. Глава Госконтроля Латвии Элита Круминя рассказала о своих заботах в передаче "Действующие лица" на LR-4, отвечая на вопросы ведущей Юлианны Шкагале и журналиста портала Delfi Кристины Худенко.

Опытные сотрудники Госконтроля Латвии вспоминают, что в начале карьеры нарушения буквально выпрыгивали из каждой проверяемой папки. Теперь их еще надо поискать. О чем это говорит? "То ли нарушители стали хитрее, то ли ситуация лучше", — рассуждает Элита Круминя.

В год Госконтроль получает около 600 писем с жалобами от жителей и юридических персон, которые помогают видеть болевые точки. Впрочем, некоторые из них долго искать не надо: традиционно благодатные поля для изысканий — Министерства здравоохранения и образования, куда вкладываются миллионы, но тратятся они очень странно, а на нужные дела все время не хватает.

Удивление Элиты Крумини вызывает сам принцип составления бюджета страны. Сперва Pārresoru koordinācijas centrs (PKC) определяет приоритетные направления развития страны, но почему-то потом коалиционная рабочая группа тратит деньги совсем на другие дела. Все непрозрачно и непонятно, почему финансы даются тем, а не другим. Зачем тогда тратить деньги на объемную работу PKC, если ее результаты отправляются в мусорник? При этом политики ссылаются на то, что вынуждены принимать… политическое решение. Но почему именно такое?

Про нецелесообразно использованные 9 млн евро из бюджета-2018. Это много или мало? Проверяли мы не весь бюджет (таких мощностей у нас нет), а выборки. Нельзя сказать, что деньги были украдены, но они были потрачены на то, что не так нужно, в сравнении с начальными целями.

Простой пример: каждый год выделяются круглые суммы на демонтаж Саласпилсского атомного реактора, потому что он наносит вред окружающей среде и жителям, дает радиоактивное излучение… Но в течение года эти деньги почему-то перебрасываются, скажем, на покупку квадрацикла для каких-то других нужд. А реактор так и стоит. Или выделили деньги на приемные семьи — важное дело. Потратили на другое и не такое важное.

Это неправильно. Даже если не получается потратить деньги, на что они были выделены, надо смотреть на следующие по приоритетам вещи, а не лишь бы потратить. Кариньш обещал думать над этим.

Про самоуправство в Гаркалне, где "муниципальный бюджет, как личный кошелек". Это одно из самых богатых самоуправлений, но оттуда мы получали очень много жалоб на действия Думы..Начали ревизию. Поразило, что надо говорить о вещах, понятных и без Госконтроля. Например, что информация должна быть доступна как жителям, так и депутатам, в том числе — оппозиции. Там даже решения Думы не публикуются. Жители не знают "правил игры". Например, кому положены льготы по налогам. Введенные правила не выполняются по непонятным мотивам.

Все говорило о плохом хозяйствовании. Но когда мы рассматривали доклад на Совете Госконтроля, от Гаркалнской думы к нам пришло не руководство Думы, а их адвокат и стал говорить о наших стандартах. Мы устроили собрание, на котором разговаривали с жителями, но потом на пресс-конференцию Думы нас даже не пустили. Такое на моей памяти случилось впервые… Впрочем, когда Гаркалнская Дума явилась в Сейм, их гонор снизился — там звучали обещания все рекомендации внедрить. Мы проследим.

Про работу самоуправлений в целом. Зачастую там не знают простых действий: что надо все считать, надо понимать, сколько и какая услуга стоит, надо разобраться, какие услуги людям действительно нужны… Элементарно, но у нас в самоуправлениях все это на начальной стадии развития… Как пример хорошего сотрудничества: наши рекомендации помогли самоуправлениям Даугавпилса, Резекне и Гулбене сэкономить почти миллион, который был пущен на действительно важные дела…

Про нарушения в Rīgas namu pārvaldnieks (RNP). Это довольно сложная история привлечения к ответственности фиктивных работников. Наш первый доклад в прокуратуру и полицию завернули — мол, там все правильно. На данный момент все документы на фиктивных работников уже в суде. Один приговор есть, остальные ждут очереди. С великим трудом, но мы добились своего… На работу RNP мы опять видим все больше и больше жалоб — держим их на заметке и думаем о возможности новых проверок и борьбы…

Про дорогие и недоступные суды. В сравнении с Евросоюзом, Латвия — страна, где люди крайне редко обращаются в суд. Это связано с высокими госпошлинами. Получается, люди не могут отстаивать свои права.

Про деньги на медиков. Перед принятием любого закона надо строго просчитать все его влияние на бюджет. Ведь самое больное, это когда что-то обещали, а потом не исполнили. Эти протесты должны быть громким сигналом…

Про систему е-здоровье. Проект был хороший. Все мы успешно пользуемся е-рецептами. Если бы и дальше так хорошо шло… Но такие большие проекты у нас внедряются слабо, нет профессионалов. И мы как Госконтроль не имеем возможности все проверить, потому что не можем использовать данные о пациентах.

Про мощности Госконтроля. Нас чуть больше ста человек. Везде все проверить мы просто физически не можем. Надо выбирать самые больные места… По оплате нашей работы мы вернулись на уровень 2008 года. И все равно мы третьи с конца в ЕС по оплате, хоть и не жалуемся.

Про ближайшие ревизии и больные места. Проводим начальную стадию работ по ревизии Департамента жилья Рижской думы. Скоро будут результаты ревизии по оснащению границы Латвии. Готовим результаты ревизии Министерства сельского хозяйства — там серьезные нарушения в использовании торфа…

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!